Пришла пора завершить цикл статей о посещении мемориального комплекса «Парк Победы» в Москве на Поклонной Горе. В первой части я показал экспозицию музея Великой Отечественной и тематическую выставку «Моторы Войны».Во второй части репортажа – рассказал о авиационных экспонатах. Сегодня, в заключительной серии цикла о Парке Победы на Поклонной Горе, будет рассказ про бронетанковую технику и флот
Современная бронетехника в Музее Победы
Как и в прошлый раз, начну сегодня с показа современных образцов бронетанковой техники. И, как и в прошлый раз, внимания им уделю совсем чуть-чуть, просто обозначу. Причина все та же – многие образцы я уже подробно показывал в других своих репортажах, или же покажу в самом ближайшем будущем.
Начнем с основных боевых танков. Из машин этого класса в парке можно увидеть танки Т-55, Т-64А и Т-72 «Урал»


Традиционные БТР-80, БМД-1 и прочие широко распространенные машины также присутствуют:

Также в на площадке есть несколько образцов артиллерийского вооружения, но я его практически не фотографировал. Ну, разве что, вот – «Гиацинт». Огромная 152-мм гаубица. Принята на вооружение в 1976 году, и исправно служит до сих пор.

Забегая вперед, скажу, что практически всю артиллерию я пропустил. Во-первых, потому что не сильно ей интересуюсь и (как следствие) не особо владею матчастью, ну а во-вторых – в музее ее просто гигантское количество. Поэтому, если вы фанат полевых, противотанковых и прочих пушек, то простите меня за игнорирование вашей любимой темы. А лучше – сами посетите Парк!

Из прочей бронетехники, что осталось за кадром, просто перечислю: 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», бронетранспортёр БТР-40, бронетранспортёр БТР-152, бронетранспортёр БТР-80, боевая машина пехоты БМП-1.
Все, закончили с «современкой», давайте по более интересным экспонатам пройдемся.
Бронетехника Японии в Парке Победы
Повторяя маршрут обхода прошлой серии, взглянем на площадку техники Императорской Японии.
Танк-амфибия Тип 2, он же «Мидзу Сенся 2602», он же «Ка-Ми». Японский легкий плавающий танк сопровождения морского десанта. Производился с 1942 года малой серией (184 машины). До наших дней сохранились 9 танков – перед вами один из них.

Конструкция танка для своего класса была весьма необычной – плавучесть машины обеспечивалась не внутренними объемами, а внешними полыми понтонами (носовым и кормовым), которые сбрасывались после высадки на берег. В результате такого решения, «Ка-Ми» был практически лишен всех недостатков плавающих танков и на суше представлял из себя полноценную боевую машину. Ну а на воде его мореходные качества были сравнимы с легкой лодкой. Беда была только в том, что на передовую «Ка-Ми» начал поступать в 1943 году, когда инициатива японской армии была упущена окончательно, императорские войска перешли от наступательной тактике к оборонительной – и танк, созданный для наступательных операций, имел немного возможностей проявить себя. Тем не менее, машины этого типа участвовали в высадке на Гуадалканал, десантной операции на Сайпане и при обороне Филиппин.
На этом фото как раз хорошо виден кормовой понтон.

Следующий экспонат – средний танк Тип 97 «Чи-Ха». Второй по массовости танк японской армии – было выпущено 2123 единицы. Тип 97 был японской «тридцатьчетверкой» – он воевал на всех фронтах боевых действий. Вооружен он был неплохой полуавтоматической 57-мм пушкой и двумя 7.7-мм пулеметами.
До наших дней неповрежденными дожили всего три танка, и этот, к сожалению, не из их числа. Перед нами всего лишь полноразмерный макет.
И если «Чи-Ха» был вторым по массовости танком японской армии, то следующий экспонат – безоговорочный №1. Тип 95, он же «Ха-Го», основной легкий танк.

Созданный еще в середине тридцатых годов, к началу Второй Мировой «Ха-Го» был уже безнадежно устаревшей машиной. Но, за неимением лучшего, японские военные были вынуждены использовать его на всех театрах военных действий, вплоть до самого конца войны. Вооружался танк 37-мм нарезной пушкой, которая едва справлялась с легкими «Стюартами» и была абсолютно бессильна перед «Шерманами». Бронирование машины был очень слабым (бронекорпус пробивался даже пулеметной пулей 12.7-мм «Браунинга»), но сам танк обладал исключительной надежностью и простотой в обслуживании.

Всего было произведено 2375 экземпляров, до наших дней сохранились 15. На фото – один из них.

С японцами на этом все, давайте к нашим перейдем.
Бронетехника СССР периода Великой Отечественной войны в Парке Победы
Основная экспозиция музея – это, конечно, боевая техника Великой Отечественной. И из танков здесь есть что посмотреть. Начнем с самого массового легкого танка СССР предвоенного периода – Т-26.

В парке их сразу два – двухбашенный 1933 года выпуска и поздний, 1936го, с цилиндрической башней. Обе модификации принимали самое активное участие в боевых действиях начального периода Великой Отечественной.

Как я понимаю, оба экспоната – настоящие. Двухбашенный танк поднят из Невы в 1989 году, однобашенный – реконструирован из разрушенного бронекорпуса польского «близнеца» Виккерс Е, с использованием настоящей башни и других крупных узлов.
Следующий экспонат – тяжелый танк КВ-1С, известный в кругах любителей виртуальных танковых боев как «Квас».

Индекс 1с означает «скороходную» модификацию первой серийной модели. По сравнению с исходной моделью, усовершенствованный КВ стал легче на 5 тонн, получил новую литую башню меньшего размера. Вооружение осталось прежним, но эффективность его использования возросла — место командира танка стало оснащаться наблюдательной башенкой, что улучшило обзор поля боя.

Из поздних танков представлены Т-34-85, Т-44, ИС-2, ИС-3. На них не буду подробно останавливаться.

Вот действительно интересная машина – колесно-гусеничный огнеметный танк Т-46-1. Принят на вооружение в 1937 году. Предполагалось, что эти машины заменят в боевых частях танки Т-26, но меньше чем через год после принятия на вооружение, Т-46 был снят с производства. Причина – сложность и дороговизна изготовления. За это время было изготовлено всего четыре единицы. В 1941 году все эти четыре танка были превращены в стационарные долговременные огневые точки на Ленинградском фронте. На фото – один из этих четырех, найденный как раз на поле сражения, без ходовой и некоторых элементов корпуса и частично восстановленный.
Пожалуй, по советской бронетехнике все. Кое-что осталось за кадром, но это дополнительный повод посетить Парк и увидеть все своими глазами.
Бронетехника Союзников периода Великой Отечественной войны в Парке Победы
Из союзнической техники достойны упоминания два экспоната. Первый – британский пехотный танк «Матильда» МК IV. Забавно, что это единственный танк в мировой истории, названный женским именем)).

«Матильда» производилась массовой серией, принимала участие в Европейском и Африканском театре боевых действий, а также – в больших количествах (1084 штуки) поставлялась в СССР по ленд-лизу. Эксплуатация танков в Советском Союзе выявила большие проблемы с надежностью и, в первую очередь, с проходимостью танка в зимний период. Из-за сложной системы ходовой части и рельефа траков между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивался снег и грязь. Известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой. Позднее, учтя особенности машины, советское командование использовало их в первую очередь на южных направлениях фронта, что в полной мере давало возможность продемонстрировать достоинства танка. По словам Героя Советского Союза, генерал-майора танковых войск А. М. Овчарова, танк «заваливался набок на любом косогоре»

При всем этом, бронирование танка было очень хорошим – на уровне тяжелых танков КВ, а 40-мм пушка показывала отличную точность и высокую эффективность в борьбе с немецкими танками. Впрочем, к 1943 году «Матильда» уже порядком устарела и была снята с производства. Поставки в СССР, соответственно, тоже прекратились.
Зато в полную меру развернулся следующий герой – американский «Шерман».

«Шерман» – пожалуй, самый известный американский танк, и уж точно – самый массовый. Всего с 1941 по 1945 годы было выпущено 49 234 танка. Машина воевала везде, где только можно, от пляжа «Омаха Бич» до Соломоновых островов. И даже после окончания Второй Мировой, танки «Шерман» принимали участие во множествах вооруженных конфликтов по всему Земному Шару.В СССР «Шерманы» поставлялись начиная с ноября 1942 года, но действительно массовыми стали лишь после Курска. Советские танкисты очень любили этот танк – попасть служить на «иномарку» считалось удачей.

И, закрывая тему брони, давайте еще на «немцев» взглянем.
Бронетехника Германии периода Великой Отечественной войны в Парке Победы
В Парке Победы есть отдельная небольшая экспозиция по бронетехнике Фашистской Германии. Здесь можно увидеть не только основные танки Вермахта – Pz.III и Pz.IV, но и башню «единички», полугусеничный «Ганомаг» и несколько САУ.
Здесь же – чехословацкий легкий танк LT vz.38, который, после оккупации Чехословакии, поставлялся в немецкие бронетанковые войска под обозначением Pz.Kpfw.38(t). Всего было выпущено 1433 машины, которые активно применялись в начальный период Второй Мировой.

Одна из самых интересных для меня машин – самоходное орудие Stug. III. Установка на базе среднего танка Pz.III, самая массовая бронемашина Вермахта (10500 построенных САУ в различных модификациях).

Интересно то, что эта самоходка даже стояла на вооружении в Красной Армии! Не шучу, на полном серьезе – захваченные «Штуги» и танки Pz.III (что по ходовой одно и то же) отправляли на Московский завод №37, где на них ставилась новая рубка с пушкой С-1 (модификация танковой пушки от «тридцатьчетверки»). На такие меры пошли из-за крайне сырой и ненадежной конструкции советских самоходок СУ-76 – и свернули производство, когда все недостатки нашего «голожопого Фердинанда» (как называли Су-76М на фронте) были устранены. Всего на базе «немцев» была выпущена 201 советская САУ.
Пожалуй, на таком курьезном факте и стоит закончить рассказ о бронетанковой экспозиции. Осталось последнее, что хотел бы рассказать – флот.
Экспозиция Военно-морского флота в Парке Победы
По морской технике я совсем профан, поэтому прошу заранее простить меня за возможные ляпы и неточности. А еще лучше – поправляйте меня в комментариях!
Морская экспозиция располагается в живописном искусственном водоеме, центральной частью которого является имитация корпуса корабля с настоящей рубкой.

Я так понял, что это некая имитация усредненного советского эсминца, а палуба этого сооружения – сборная солянка рубок и надстроек разных кораблей: минного тральщика, сторожевого корабля и эсминца.
Следующий экспонат в объективе – речной сторожевой артиллерийский бронекатер «Шмель». Корабли этого типа строились серийно с 1967 по 1972 год, в количестве 118 единиц. Поскольку, повторюсь, в кораблях я профан, этот привлек меня, прежде всего, башней с орудием от плавающего танка ПТ-76. Помимо артиллерийского вооружения, катер имеет в своем арсенале установки пуска реактивных снарядов БМ-14-17 и зенитную установку 2М-3М. Катера этого типа (но прошедшие модернизацию) до сих пор несут службу в российском флоте.

Еще один бронекатер – на сей раз периода Великой Отечественной. Торпедный катер проекта 123-бис типа «Комсомолец».

Торпедные катера проекта 123 строились с 1940 года и широко применялись на Балтийском и Тихоокеанском фронтах. Усовершенствованный 123-бис отличался от предыдущей версии усиленным корпусом, ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами, усиленным артиллерийским и обновлённым торпедным вооружением. Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней. Главное вооружение корабля состояло из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
В Парке Победы мы можем видеть полноразмерный макет катера.

Ну и последней на сегодня будет настоящая рубка «Щуки» – подводной лодки Щ-307.

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника Всего было построено 44 лодки, из них 31 погибла.
Лодка Щ-307 в период войны потопила 13 судов противника. 6 марта 1945 года «Щ-307» награждена орденом Красного Знамени, а её командир Калинин М.С. получил звезду Героя Советского Союза. В 1948 году лодка была выведена из состава судов ВМФ, в 1957 году – списана и разрезана на металлолом. До 1994 года рубка «Щ-307» служила мемориалом на территории базы подводных лодок в Лиепае, после чего была перевезена в Москву, в Парк Победы.

На этом я заканчиваю свой цикл рассказов о Парке Победы на Поклонной Горе. Безусловно, я осветил далеко не все экспонаты, очень много чего интересного осталось за кадром. Но я и не ставил себе задачи показать абсолютно все, к тому же, повторюсь, это лишний повод побывать в Парке самому и посмотреть на все своим глазами. Ну а я заканчиваю – большое спасибо, что дочитали этот цикл до конца, оставляйте свои комментарии, вопросы и замечания в форме под статьей. До встречи в следующий раз!
comments powered by HyperComments