Продолжаю свой рассказ о посещении мемориального комплекса «Парк Победы» в Москве на Поклонной Горе. В первой части я показал экспозицию музея Великой Отечественной и тематическую выставку «Моторы Войны». Сегодня я покажу вам всю авиационную технику на открытых музейных площадках. А в финальном, третьем репортаже из Парка Победы, я планирую осветить бронетанковую технику и флот.

Давайте начнем.

Современная авиация в Парке Победы

Первая площадка, на которую я попал сразу после «Моторов Войны» – это экспозиция послевоенной, условно «современной» авиационной и бронетанковой техники (хотя подавляющее большинство представленных на ней машин из эксплуатации уже выведены). В этой части будет много аппаратов, про которые я или уже рассказывал ранее или запланировал и отснял подробные репортажи в будущем. Поэтому, сильно детально останавливаться на каждом экспонате не буду.

Авиация в Парке Победы на Поклонной горе

Авиация в Парке Победы на Поклонной горе

Начнем с вертолетов – в Парке представлены несколько камовских машин и несколько милевских. Вот Ка-25 – первый советский противолодочный вертолёт, а также первый отечественный боевой вертолет (изначально спроектированный под боевое применение, а не переделанный из гражданского). Кстати, модификация Ка-25Ш принимала участие и в конкурсе на боевой сухопутный армейский вертолет, но проиграла милевскому Ми-24.

Ка-25 Парк Победы авиация

Рядом – гражданский собрат, Ка-26. Легкий многоцелевой вертолет массово производился в СССР и использовался повсеместно. Даже в ГАИ, для патрулирования автодорог!

Ка-26 в Парке Победы на Поклонной горе

Про Ми-8, думаю, не стоит подробно писать.

Ми-8 Парк Победы авиация

Как и про армейский «Крокодил» – Ми-24. Про него вскоре будет отдельный большой материал.

Ми-24 Парк Победы авиация

С вертолетным хозяйством на этом все, переходим к самолетам. Боевая авиация СССР периода пятидесятых-семидесятых в Парке Победы неплохо представлена. Из раннего – парочка дозвуковых МиГ’ов. Вот МиГ-15УТИ

МиГ-15 в Парке Победы на Поклонной горе

Про МиГ-15 есть отдельный материал, там можно краткую историческую справку почитать. А здесь представлен учебно-тренировочный вариант одного из самых массовых реактивных самолетов в истории. Именно на такой машине разбился Юрий Гагарин…

МиГ-15 Парк Победы авиация

Дальнейшее развитие машины – истребитель МиГ-17. Внешне отличить довольно тяжело: только по излому крыла в середине размаха, да увеличенным аэродинамическим тормозам.

МиГ-17 в Парке Победы на Поклонной горе

Следующее поколение — МиГ-21ПФ. Также один из самых массовых истребителей в мире.

МиГ-21 в Парке Победы на Поклонной горе

Интереснейшая машина – многоцелевой истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23М. Обязательно про него сделаю отдельный большой материал с подробным разбором конструкции. Пока только один факт расскажу. Посмотрите на центральные стойки шасси и крохотные ниши под них – есть идеи как они туда убирались? А ведь за разработку кинематики основных стоек шасси МиГ-23 конструкторы даже получили государственную премию!

МиГ-23 Парк Победы авиация

Наконец, самая свежая из микояновских машин (хотя по состоянию памятника этого не скажешь) — фронтовой истребитель МиГ-29. Это уже новейшая история, последние годы перестройки и феноменальные выступления Анатолия Квочура на авиашоу в Ле-Бурже и Фарнборо.

МиГ-29 в Парке Победы на Поклонной горе
МиГ-29 Парк Победы авиация
МиГ-29 в Парке Победы на Поклонной горе

Следующая часть экспозиции – самолеты ОКБ Сухого. Перед вами реактивный перехватчик Су-15ТМ. Среди специалистов он печально известен, прежде всего тем, что сбил южнокорейский пассажирский Boeing 747, нарушивший воздушное пространство СССР1 сентября 1983 года. Тогда погибли 269 человек…

Су-15 в Парке Победы на Поклонной горе

Впрочем, сам по себе самолет в этом трагическом событии не повинен, он верой и правдой служил в войсках ПВО, вплоть до 1994 года.

Су-15 в Парке Победы на Поклонной горе
Су-15 Парк Победы авиация

Более поздний многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-17 в модификации учебно-боевого самолета УМ3. Как и МиГ-23, самолет спроектирован с крылом изменяемой геометрии, значительно расширяющим как спектр боевых задач машины, так и ограничения по качеству аэродромов для взлета и посадки.

Су-17 в Парке Победы на Поклонной горе

Су-17 в Парке Победы на Поклонной горе

Знаменитый штурмовик Су-25 «Грач». Опять же, по нему у меня есть детальнейший фоторазбор, рекомендую посмотреть.

Су-25 в Парке Победы на Поклонной горе

А здесь просто хотел обратить ваше внимание на вооружение машины – как встроенную двухствольную пушку, так и подвесные пушечные контейнеры.

Су-25 в Парке Победы на Поклонной горе
Су-25 Парк Победы авиация

Ну и последний экспонат в музее современной авиации Парка Победы – военно-транспортный самолет Ан-12. Впервые взлетев в 1957 году, самолет продолжает эксплуатироваться по всему миру! В Китае даже производили их по лицензии, причем, чуть ли не в большем количестве, чем в СССР.

Ан-12 в Парке Победы на Поклонной горе
Ан-12 Парк Победы авиация

Авиация Японии в Парке Победы

Отдельная небольшая площадка в Парке Победы отведена под японскую технику. На ней стоят несколько танков Второй Мировой и два самолета (к сожалению, оба – макеты). Танки я вам в следующий раз покажу, а пока давайте посмотрим самолеты.

Первый из экспонатов — истребитель Ki-43 «Хаябуса» («Сапсан»). Легкий истребитель, производившийся в Японии всю войну. Всего было выпущено 5919 самолетов. Истребитель обладал просто феноменальной для своего класса маневренностью – впрочем, в ущерб прочности конструкции и вооружению.

Ки-43 в Парке Победы на Поклонной горе

В Парке Победы представлен макет этого самолета с применением подлинных деталей – двигателя, воздушного винта и консоли крыла. Их нашли на Дальнем Востоке, на одном из островов Курильской гряды. Несмотря на использование реальных узлов, макетполучился достаточно приблизительный и довольно сильно искажающий внешний вид реального самолета (забегая вперед, скажу, что это касается практически всех самолетов-макетов в музее). Особенно в глаза бросается очень примитивно сделанный фонарь кабины пилота. Из-за него, а также слишком простого капота без масло- и водорадиаторов, неправильного угла установки стоек шасси и отсутствия щитков основных стоек – облик машины в боковой проекции совершенно испорчен…

Ки-43 в Парке Победы на Поклонной горе

Вторая крылатая машина в японской части экспозиции – средний бомбардировщик Ki-48 фирмы «Кавасаки».

Ки-48 Парк Победы авиация

Самолет проектировался как ответ на советский скоростной бомбардировщик СБ, с которыми японцы столкнулись во время боев на Халкин-Голе. До официального вступления Японии во Вторую Мировую Войну (что, как мы помним, они сделали в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года), первые серийные бомбардировщики успели повоевать в Северном Китае, где привлекались для противопартизанских действий.

Ки-48 в Парке Победы на Поклонной горе

С декабря сорок первого и вплоть до окончания войны, бомбардировщики Ки-48 широко применялись на всем театре тихоокеанских военных действий: Бирме, Филиппинах, Индокитае. Они даже бомбили базы американских дальних бомбардировщиков B-29 на территории Индии – правда, из-за плотного огня ПВО не слишком результативно и с большими потерями. А после окончания Второй Мировой, несколько десятков Ки-48, захваченных в Нанкине, Пекине и Ханькоу, вошли в состав ВВС Китайской Красной армии — одно время Ки-48 был даже самым многочисленным бомбардировщиком китайских коммунистов.

Ки-48 в Парке Победы на Поклонной горе

Самолет, который вы видите на снимках – тоже макет, выполненный с использованием обломков реальной машины. В данный момент работы все еще ведутся, и есть надежда, что бомбардировщик примет более реалистичный и аутентичный вид.

Ки-48 в Парке Победы на Поклонной горе

Авиация Великой Отечественной Войны в Парке Победы

Наконец, перейдем к советским самолетам – главной части экспозиции Парка Победы.

Первым (или последним – смотря с какого входа вы попадете на эту площадку) нас встречает советский военно-транспортный самолет Ли-2 (ПС-84).

Парк Победы авиация

Вообще-то, эта машина ни что иное, как лицензионная копия знаменитого американского «Дугласа» DC-3, а точнее – его военной модификации C-47 Skytrain. Но, как говорится, «что-то выдавало в Штирлице советского разведчика». То ли грузовая дверь с другой стороны фюзеляжа, то ли турельная установка с пулеметом ШКАС, то ли подвесы 250-килограммовых бомб…

Самолет Ли-2 в Парке Победы на Поклонной горе

В Войну Ли-2 использовался и как транспортный самолет (мог перевозить две пушки-«сорокапятки», и как десантный (борт принимал 25 полностью экипированных бойцов), и даже как бомбардировщик. Последнее, впрочем, не от замечательных свойств самолета: как раз наоборот – транспортник не обладал бомбовым прицелом и по характеристикам отличался в худшую сторону от любого фронтового бомбардировщика Красной Армии. Просто ситуация на фронте требовала бомбардировщиков – срочно и много. В частности, на эти самолеты были переведены бомбардировочные полки, летавшие на устаревших ТБ-3.

Самолет Ли-2 в Парке Победы на Поклонной горе

Ценность конкретно этого Ли-2 – в том что он подлинный. Не отреставрированный, не новодел, а именно настоящий самолет, переданный в музей. Машина в прекрасном состоянии и даже покрашена исторически правильно. На мой взгляд, цвета только чересчур насыщенные, но это ничего – через пару лет выгорят.

Самолет Ли-2 в Парке Победы на Поклонной горе

Следующий экспонат – дальний бомбардировщик Ил-4. Машины этого типа бомбили Берлин уже в августе 1941-го!

Самолет Ил-4 в Парке Победы на Поклонной горе

Про этот самолет я сегодня особо ничего рассказывать не буду, потому что я хочу сделать отдельный большой материал по Ил-4. Во-первых, машина крайне достойная и интересная, а во-вторых – вряд ли мне представится случай сфотографировать другую такую машину. Из 5 256 произведенных бомбардировщиков не уцелело ни одного, восстановлены с применением оригинальных узлов и агрегатов три машины, и вот эта имеет самое лучшее и самое близкое к оригиналу состояние. Так что – ожидайте, в ближайшее время будет отдельный большой репортаж по ильюшинскому бомбардировщику с кучей фоток.

Самолет Ил-4 в Парке Победы на Поклонной горе

Напротив Ил-4 мы видим расположившиеся останки самолетов противника. Это, например – подлинная кабина немецкого бомбардировщика Junkers Ju-88A-4. Такие машины, в том числе, бомбили Москву зимой 1941 года. Хотя, конкретно этот экземпляр подняли из болот Мурманской области.

Самолет Ju-88 в Парке Победы на Поклонной горе

А вот – хвостовая часть тяжелого двухмоторного истребителя Bf.110F-2.

Самолет Bf.110 в Парке Победы на Поклонной горе

Рядом — кусок правой плоскости. Выкрашены части, видимо, из той же бочки, что и брюхо Ли-2, про который я вам только что рассказывал. Хотя, немецкий серо-голубой RLM76 (Lichtblau) сильно отличается по оттенку от того светло-голубого, которым красились наши самолеты.

Самолет Bf.110 в Парке Победы на Поклонной горе

Давайте теперь по истребителям пройдемся. Вот макет советского фронтового истребителя конструкции Лавочкина, Горбунова и Гудкова – ЛаГГ-3. Самолет был хоть и массовым, но не слишком удачным. Он уступал своему основному противнику – истребителю Bf.109 – практически по всем параметрам. Виной тому, в первую очередь, была перетяжеленность конструкции из-за цельнодеревянного силового набора. Всего с 1941 по 1944 годы было выпущено 6528 самолета данного типа.

Самолет ЛаГГ-3 в Парке Победы на Поклонной горе

Перед нами макет, достаточно неплохо отображающий обводы и геометрию реального ЛаГГ’а. – за исключением кока винта, который в реальности имел более плавные, эллиптические обводы. На сопровождающей табличке указано, что этот макет представляет ЛаГГ-3 выпуска 1941 года и имеет окраску реального боевого самолета с бортовым номером 24 из состава 9 истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота. Но, опять же, красили из общей бочки и в цвета совершенно точно не попали.

Самолет ЛаГГ-3 Парк Победы авиация

Рядышком с ЛаГГ’ом – его прямое продолжение, истребитель Ла-5. Самолет получил мощный звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82. Всего с 1942 по 1944 годы было произведено 10 002 «лавки» трех модификаций (Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН). Дальше был уже Ла-7, достаточно серьезно отличавшийся по конструкции.

Самолет Ла-5 в Парке Победы на Поклонной горе

Представлен, опять же, полноразмерный макет, в окраске машины советского аса Костылева (54 победы). Это, пожалуй, самая знаменитая схема окраски Ла-5.

Самолет Ла-5 в Парке Победы на Поклонной горе

Единственная машина Яковлева в экспозиции Парка Победы – и снова копия. Як-3, один из лучших истребителей позднего периода Великой Отечественной. На таких летали французы из эскадрильи «Нормандия-Неман».

Самолет Як-3 в Парке Победы на Поклонной горе

Неожиданно – одноместный Ил-2. На более привычную, двухместную модификацию я вдоволь насмотрелся – живой самолет стоит в качестве памятника в моем городе (если не читали мой большой рассказ про историю самарского памятника Ил-2 – самое время это сделать!). А вот одноместный вариант я вижу впервые. Но – в очередной раз – макет!

Самолет Ил-2 в Парке Победы на Поклонной горе

Самолет Ил-2 в Парке Победы на Поклонной горе

Следующий самолет знают, я думаю, даже люди далекие от авиации – «Ишачок» И-16.

Самолет И-16 в Парке Победы на Поклонной горе

Знаменитый истребитель конструкции Поликарпова был одним из самых массовых советских самолетов предвоенного периода: более 10 200 построенных машин. Начав свою боевую карьеру в 37-ом в Испании, «ишак» прошел самые тяжелые годы Великой Отечественной, будучи уже сильно устаревшим истребителем.

Самолет И-16 в Парке Победы на Поклонной горе

Самолет И-16 в Парке Победы на Поклонной горе

Опять-таки, самолет не настоящий – полноразмерный макет. Представлена машина типа 10 из состава войск ПВО Калининского фронта, базировавшегося на аэродроме Будево в 1941 г.

Самолет И-16 Парк Победы авиация

Еще из поликарповских самолетов — И-15БИС. Полноразмерный макет истребителя выпуска 1938 года, который входил в состав 71 истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийкого Флота.

Самолет И-15 в Парке Победы на Поклонной горе

А вот это – интересный аппарат. Истребитель ДИ-6 был разработан в 1934 году старейшим деятелем отечественной авиации, морским летчиком Первой мировой войны и впоследствии летчиком-испытателем С.А. Кочеригиным и В.П. Яценко. ДИ-6 представлял собой двухместный полутороплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимися шасси. Всего было выпущено 222 самолета, в том числе 61 ДИ-6Ш в варианте штурмовика. Самолет принимал участие в Польском походе РККА, а с 1940 года передавался в учебные части.

Самолет ДИ-6 в Парке Победы на Поклонной горе

На фото представлен полноразмерный макет двухместного истребителя образца 1936 года, который входил в состав 6-го штурмового авиационного полка Ленинградского фронта (аэродром Майсниеми) в 1941 г.

Самолет ДИ-6 в Парке Победы на Поклонной горе

Ближний бомбардировщий Су-2 (в очередной раз — макет). Выпускался небольшой серией (892 машины) в 1940-1942 годах. Кстати, этот самолет – первая победа советского аса Александра Покрышкина, который в горячке боя принял его за немецкий бомбардировщик. Пилот Су-2 выжил, но штурман погиб.

Самолет Су-2 в Парке Победы на Поклонной горе

Самолет Су-2 в Парке Победы на Поклонной горе

Знаменитый «кукурузник» По-2. Про него я рассказывал в отдельной большой статье. Хоть там и «новодел», но на оригинал он похож гораздо больше, чем этот макет.

Самолет По-2 в Парке Победы на Поклонной горе

Самолет По-2 в Парке Победы на Поклонной горе

Ну и в заключение своего рассказа, покажу оставшиеся две машины из авиационной части экспозиции Парка Победы – самолеты, поступавшие в Советский Союз по ленд-лизу.

Прежде всего, это английский истребитель Hawker Hurricane (да, макет). Из 16 750 выпущеных самолетов в военно-воздушные силы Красной Армии попали 2952 машины. В первый год «Харрикейны» использовались как истребители ПВО под Москвой и в Мурманске, а затем уже стали применяться более массово.

Самолет Харрикейн в Парке Победы на Поклонной горе

Другой ленд-лизовский подарок – «Королевская кобра» Bell P-63 Kingcobra. Наконец-то – не макет, а реальный восстановленный самолет. Впрочем, грубость обводов намекает на то, что восстановлен он был не слишком тщательно. Самолет на фото состоял на вооружении 888 ИАП, был найден на острове Шумшу (курильская гряда).

Самолет P-63 Kingcobraв Парке Победы на Поклонной горе

Истребитель P-63 «Kingcobra» был разработан КБ фирмы «Белл» под руководством Д. Фабриева в 1943 году. Данный самолет представлял собой развитие истребителя P-39 «Aerocobra». P-63 представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Двигатель «Allison» V-1710-93 располагался за кабиной пилота. Всего было выпущено 3303 истребителя «Kingcobra», из которых 2421 был отправлен в Советский Союз. Истребитель P-63 поступил в СССР по программе ленд-лиза и состоял на вооружении частей ВВС и ПВО.

Самолет P-63 Kingcobraв Парке Победы на Поклонной горе

Самолет P-63 Kingcobraв Парке Победы на Поклонной горе

Вот и вся авиационная часть экспозиции музея Парк Победы. Соответственно, на этом я вторую часть своего рассказа заканчиваю.

Парк Победы на Поклонной Горе

В третьей и заключительной части репортажа из Парка Победы, я покажу вам экспонирующуюся бронетехнику, флот, а также кое-что еще, что не вошло в предыдущие части.

Парк Техники на Поклонной Горе в Москве
comments powered by HyperComments