Продолжаю рассказывать вам о различных технопамятниках на территории нашей страны (и не только). Благо — монументов с использованием техники у нас огромное количество, так что тема эта неисчерпаема. Во время своего летнего путешествия на юг России я побывал в городе Батайск, близ Ростова-на-Дону. Городок этот имеет славную авиационную историю, а потому — может похвастаться аж двумя авиационными памятниками! Об одном из них — истребителе МиГ-15 — я сегодня вам расскажу.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Авиационное прошлое Батайска

Село Батайское, основанное еще в XVIII веке, получило статус города уже при Советской Власти, в 1938 году. А способствовало этому событию то, что в 1930 году было принято решение строить на восточной окраине Батайска аэродром. На территории аэродрома была открыта Батайская Первая Краснознамёная школа гражданского воздушного флота имени Баранова, а также авиаремонтный завод. Из стен школы вышли знаменитый летчик-истребитель Алексей Маресьев, а позже — первые космонавты, дважды Герои Советского Союза Владимир Михайлович Комаров, Евгений Васильевич Хрунов и Виктор Васильевич Горбатко, а также знаменитый лётчик-испытатель Бежевец Александр Саввич.

Постепенно, вокруг школы и авиазавода возник целый рабочий поселок — Авиагородок. Он существует и сегодня, но о нем я расскажу вам в следующий раз.

Авиационная школа в период с 1938 по 1945 год несколько раз закрывалась и передислоцировалась. В 1945 году она была переименована в Батайское военное авиационное училище летчиков имени А. К. Серова — и в таком статусе просуществовало еще 15 лет, пока в 1960-ом не было реорганизовано в Краснодарское военное объединённое ордена Дружбы народов лётно-техническое училище имени Героя Советского Союза А. К. Серова для подготовки военнослужащих для стран народной демократии с расположением в Краснодаре, на базу бывшей Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС.

С 1952 года курсанты училища проходили обучение на реактивных самолетах МиГ-15бис.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Сейчас, в центре Батайска, расположен Мемориальный комплекс «Слава летчикам» является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Главы администрации Ростовской области № 69 от 14.03.94 г).Первый камень будущего монумента был заложен 22 апреля 1979 году космонавтом В.В. Горбатко. Стела сооружена в честь ста двух Героев Советского Союза, которые закончили батайское училище.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Центральным объектом комплекса является самолет МиГ-15Рбис.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Реактивный истребитель МиГ-15.

Про такие машины как МиГ-15, Т-34 или Ил-2 писать, с одной стороны, легко, а с другой — неимоверно сложно. Легко потому, что самолет МиГ-15 был очень массовым и достаточно известным, информации о нем полно. А тяжело — по этой же причине. Достаточно проблематично из огромного объема данных выхватить и сформировать в небольшой рассказ интересные факты, не превращая все в цитировании Википедии. Но я все же попробую.

03

Самолет МиГ-15 является наиболее массовым реактивным истребителем за всю историю авиации — всего было произведено более пятнадцати с половиной тысяч машин различной модификации. О его массовости и выдающихся для своего времени характеристиках говорит, в том числе, и тот факт, что он до сих пор стоит на вооружении! Правда, лишь в одной стране мира — в Северной Корее.

Разработан истребитель был в 1947 году и для того времени был ультрасовременным. Впервые в отечественном авиастроении были реализованы герметичная кабина, катапультное кресло, система пожаротушения. Истребитель был оснащен мощнейшим пушечным вооружением — одна 37-мм пушка Н-37 и две 23-мм пушки НС-23. Для сравнения — главный противник «МиГа», американский истребитель F-86 Sabre, был оснащен шестью крупнокалиберными пулеметами «Браунинг» 12.7 мм.

Самолет МиГ-15 пошел в серию в 1949 году — производство наладили на авиазаводе №1 в Куйбышеве (Самара). Здесь же производили и двухместную учебно-боевую модификацию — МиГ-15УТИ.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Главным конфликтом, в котором применялись эти самолеты, была, конечно, война в Корее. Впервые в истории в схватке сошлись реактивные истребители враждующих сторон. МиГ-15 и F-86 Sabre были примерно равны по своим характеристикам, имея каждый свои сильные и слабые стороны. Вопрос соотношения побед и потерь в этом конфликте до сих пор составляет предмет споров историков и любителей авиации.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

После Кореи, МиГ-15 участвовали еще в нескольких десятков конфликтов по всему Земному Шару — но, конечно, уже не с такой известностью.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Модификация МиГ-15Рбис

Перед нами не просто МиГ-15, а его модернизированная и разведывательная модификация МиГ-15Рбис. «БИС» отличается, прежде всего, иным двигателем — первым советским серийным турбореактивным двигателем ВК-1 конструкции Климова. Установка нового двигателя повлекла за собой небольшие изменения в конструкции.

Литера же «Р» в наименовании обозначает самолет-разведчик. В том, что в Батайске установлен именно разведывательный самолет, можно убедиться, взглянув на вооружение. Одна из двух пушек НР-23 (они имеют более длинный ствол, чем устанавливавшиеся на МиГ-15 НС-23) снята, и вместо нее установлен фотоаппарат для плановой съёмки АФА-БА/40.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Интересно, что военных представленный на госиспытания разведчик не устроил практически по всем параметрам (кроме сохранения маневренных характеристик). Однако, чуть позже, Совет Министров отметил неудовлетворительное обеспечение ВВС разведывательными самолётами, и под его давлением под обозначением МиГ-15Рбис, самолёт «СР» был принят на вооружение и запущен в серийное производство на заводе № 21 в Горьком. Всего в 1951—1952 годах изготовлено 364 самолёта.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Памятник самолету МиГ-15Рбис Батайске

«Батайский» МиГ установлен на достаточно высокой стеле — на глаз высота до самолета порядка трех половиной-четырех метров. Это, с одной стороны, хорошо сохраняет памятник от вандалов, а с другой — делает осмотр самолета с некоторых ракурсов затруднительным. Так что, в основном приходится довольствоваться созерцанием брюха.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Машина очень живописно украшена потеками грязи — смотрится колоритно! А вот криво нарисованные звезды на крыльях и киле — ужасны.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Фонарь пожелтел и помутнел от времени.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Подобравшись сзади, можно все же разглядеть верхнюю поверхность фюзеляжа и консолей крыла. В частности — на крыле видны аэродинамические гребни, препятствующие перетеканию потока воздуха вдоль крыла.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Хвостовое оперение МиГ-15Рбис традиционное — киль с рулем направ­ления и стабилизатор с рулями высо­ты. Киль и руль направления разделены на две секции. Горизонтальное оперение установлено на киле. Левый руль направ­ления оснащен триммером.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Крыло постоянной стреловидности в 37 градусов тонкое.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

В корневой части крыла располагаются ниши основных стоек шасси.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

МиГ-15 мог нести и бомбовое вооружение — для этого на крыле были предусмотрены крепления пилонов бомбодержателей. На памятнике их нет, но сами отверстия под них разглядеть можно — на фото чуть правее звезды.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Также сохранились антенны электронных систем и радиостанции.

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

Памятник самолету МиГ-15 в Батайске

В завершение своего рассказа — оставляю вам карту с отметкой памятника, если вы захотите увидеть его своими глазами. А пока на этом все — спасибо что читали! Если понравилась статья — расскажите о ней своим друзьям, используя кнопки соцсетей чуть ниже, или же напишите свое впечатление в комментариях.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!