Продолжаю рассказывать вам о технопамятниках нашей необъятной. Ранее, у меня уже был пост про монумент самолету-истребителю МиГ-15 в городе Батайск Ростовской области. Сегодняшний памятник находится там же — это памятник истребитель МиГ-21 в Батайске. Но расположен он не в самом городе, а в авиагородке — то есть, как раз на территории того самого Высшего Военного училища летчиков, о которой я ранее подробно писал.

истребитель МиГ-21 в Батайске

Сам монумент в авиагородке был открыт, как это принято, на очередную годовщину Дня Победы — 9 мая 1985 года. В качестве главного действующего лица установили отслуживший свое реактивный истребитель-перехватчик МиГ-21. А по обе стороны от него — соорудили две мраморные стелы, на которых высеченными имена 90 Героев Советского Союза, окончивших летное училище им. А.Серова. Задумка о возведении мемориала возникла в конце 1984 года, поэтому, чтобы успеть к 40-летию Победы, пришлось работать скоростными темпами. Прообразом послужил памятник в станице Кущевской. Промёрзшую землю прогревали, забивали сваи и заливали бетон. А для транспортировки стел с именами героев и самолёта «Миг-21» понадобились специальные салазки и мощный кран.

истребитель МиГ-21 в Батайске
памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

Стела достаточно высокая, до самолета не добраться, а потому — и детальных фотографий сделать не получается. Покажу сегодня то, что удалось заснять. А подробный фотообход истребителю МиГ-21 сделаем в другой раз.

Истребитель МиГ-21: история создания

Многоцелевой истребитель МиГ-21 был основным фронтовым истребителем ВВС СССР шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Более того — МиГ-21 является самым массовым военным сверхзвуковым самолетом в мире! Всего было произведено 11 496 экземпляров — не считая китайской копии J-7.

МиГ-21 был первенцем советских реактивных истребителей третьего поколения — машин, созданных в эпоху правления доктрины ядерных ударов и ракетных воздушных боев. В те времена крылатые боевые машины проектировались в расчете на сверхзвуковую скорость и встречный ракетный бой. Считалось, что маневренные схватки навсегда ушли в прошлое, как и пушечное вооружение. В соответствии с этой концепцией, новый истребитель проектировали как скоростной и низкоманевренный самолет-ракетоносец. Тонкое треугольное крыло, из-за которого самолет получил среди летчиков прозвище «балалайка» помогало самолету достичь нужных скоростных характеристик.

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

Истребитель МиГ-21 впервые поднялся в воздух в 1958 году, и, спустя несколько лет испытаний и доводок, начал поступать в части военно-воздушных сил СССР. Производственный срок машины оказался очень долгим — самолет строился крупной серией, на нескольких заводах, в течение более четверти века! Из-за массовости производства самолет был достаточно дешевым — дешевле чем, например, БМП-1!

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

Естественно, что за такой длинный производственный цикл, было выпущено множество модификаций истребителя МиГ-21. Например, машина-памятник, запечатленная на этих фото — это МиГ-21бис: последняя и наиболее совершенная модификация самолета.

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

Истребитель МиГ-21бис

Модификация МиГ-21бис от более ранних отличалась, прежде всего, более мощным двигателем, выдававшим тягу до 7100кгс (при нормальном взлетном весе машины 8300кг), более совершенным радиолокационным оборудованием, а также пилотажным комплексом.

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске
памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

Модернизировалось также и подвесное вооружение. Истребитель МиГ-21бис получил возможность применять новые легкие маневренные управляемые ракеты ближнего боя Р-60

Правда, те ракеты, что установлены на памятнике, больше похоже на бутафорские… Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь.

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске
памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров. Одной из первых эти истребители закупила Финляндия. Первые самолёты были доставлены туда в 1977, где они заменили состоявшие на вооружении МиГ-21Ф-13. В Индии «бисы» по лицензии не выпускались, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советского Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 г.

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске
памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

Боевое применение истребителя МиГ-21

Было бы странно, если бы самому массовому реактивному истребителю не удалось бы нигде повоевать. На самом деле, боевая карьера «двадцатьпервого» очень богата — тут и Карибский кризис, и Вьетнамская война, и Афганистан, и множество ближневосточных конфликтов. Хотя, конечно, именно Вьетнам был звездным часом «МиГ»ов.

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

На Ближнем Востоке истребитель стоял на вооружении в ВВС Пакистана, Сирии, Египта и Алжира. Таким образом, машины принимали участие во всех вооруженных конфликтах с участием этих стран, в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годах. На них даже были свои асы — например, сирийский летчик Бассам Хамшу, сбивший в воздушных боях семь самолетов противника.

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

Вообще, про боевые подвиги ближневосточных МиГ-21 можно писать книги — да это, в принципе, уже и сделано. Поэтому, я ограничусь такой небольшой справкой.

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

А подробно про конструкцию самолета я расскажу в другой раз — памятников и музейных МиГ-21 достаточно много, так что — шанс точно представится!

памятник истребитель МиГ-21 в Батайске

Ну и, напоследок, традиционно — схема проезда к памятнику

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!