Во время своего недавнего автопутешествия из Самары в Ростов-на-Дону, проезжая через село Петропавловка в воронежской области, я, совершенно случайно, наткнулся на поставленный как памятник летчикам штурмовик Су-25. Естественно, я не мог проехать мимо такой удачи – остановился и сделал несколько снимков крылатой машины на постаменте. И сейчас предлагаю вашему вниманию walkaround памятника, с небольшой исторической справкой по самолету и моими краткими комментариями к фотографиям.
Мне действительно повезло, поскольку памятник этот совсем новый, а потому – самолет еще находится в превосходном состоянии. Памятник был открыт 6 ноября 2014 года, в честь военных летчиков, несущих службу в рядах ВВС РФ. Место выбрано не случайно: во-первых, в расположенном не так далеко Борисоглебске курсанты высшего военного училища поднимались в воздух именно на этой машине. Во-вторых, Заслуженный летчик-испытатель Анатолий Иванов, облетавший множество боевых самолетов, родом как раз из Петропавловки.
Появлению монумента посодействовал и другой уроженец Петропавловки – бывший главнокомандующий ВВС России (а ныне – главнокомандующий военно-космическими силами России) генерал-полковник Виктор Бондарев. Кстати, интересный факт – во время авиационной части парада на Красной площади 9 мая 2015 года он лично пилотировал самолет Ту-160.
Больше про памятник я никаких интересных фактов не нашел, а потому – переходим непосредственно к самолету.
В 1956 году в структуре военно-воздушных сил Советского Союза была упразднена как класс штурмовая авиация. Военные стратеги посчитали, что низкоскоростным и маломаневренным бронированным самолетам нет места на поле боя современной ракетно-ядерной войны. Задачи по поддержке наземных сил и уничтожению бронированных сухопутных машин противника возложили на сверхзвуковые фронтовые истребители-бомбардировщики – такие как МиГ-21 и Су-7Б. Время и опыт локальных конфликтов шестидесятых-семидесятых (прежде всего – вьетнамской войны) показали ошибочность этой концепции, и в ОКБ Сухого в инициативном порядке, «тайно», начали работать над легкой дозвуковой машиной поля боя. Поэтому, когда в 1969 году маршал авиапромышленности Дементьев обязал ведущие авиационные КБ провести конкурс на разработку легкого штурмовика, ОКБ Сухого продемонстрировало не только аванпроект, но и макет разрабатываемой машины. Как результат – КБ было объявлено победителем первого этапа конкурса, наравне с ОКБ Микояна и Гуревича.
В феврале 1975 года прототип изделия «Т-8» совершил свой первый полет. Далее последовал длительный период доводки опытных машин, и только 30 декабря 1980 года самолет прошел первый этап государственных испытаний, получив индекс Су-25.
Уже в первый год серийного производства, новинке удалось повоевать. С июля 1981 по октябрь 1982 г. в рамках операции «Экзамен» в Афганистане проходили войсковые испытания самолетов Су-25 в составе 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи (ОШАЭ). в 1984 году эскадрилья была увеличена до авиаполка. Боевые действия выявили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Относительно невысокая скорость полёта позволяла ему наносить очень точные удары, чего были лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом этой войны.
Кроме Афгана, машина воевала в обеих чеченских кампаниях, в Южной Осетии в 2009 году, в локальных конфликтах на территории бывшего СССР (Абхазская война 1992-1993гг, гражданская война в Таджикистане, Карабахская война, боевые действия на территории Украины в настоящее время и пр.), а также в конфликтах на Ближнем Востоке и на Балканах.
Су-25 послужил основой для множества модификаций – от учебно-тренировочного и спортивного Су-28 до корабельного Су-25УТГ и противотанкового Су-39.
В настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России. В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении. Кроме того, некоторое количество Су-25 имеется в учебных авиаполках.
На этом краткую историческую справку будем считать завершенной – взглянем на машину в деталях.
Носовая часть самолета. Штурмовик имеет титановую бронекабину, которая защищает пилота от стрелкового огня, поражения осколками зенитных снарядов и малокалиберной артиллерии. Непосредственно за кабиной находится отсек носовой стойки шасси.
Фонарь кабины бронирован частично. Лобовое бронестекло способно выдержать огонь крупнокалиберного пулемета, а вот боковая часть фонаря практически не имеет бронирования. В ходе чеченской кампании это стоило жизни одному летчику – он был убит огнем ДШК, очередь пришлась как раз по боковому остеклению.
Также в носовой части самолета установлена пушечная установка ВПУ-17А с двухствольной пушкой ГШ-2-30 калибром 30 мм. Из-за мощного воздействия отдачи пушки на самолет и его системы, ведение продолжительного огня запрещено – только короткими очередями.
Передняя стойка шасси.
На носовом колесе расположен грязезащитный щиток. Он предотвращает попадание мусора и частиц грунта в воздухозаборники двигателей.
Ниша для уборки стойки закрывается двумя щитками (створками). На фото видно, что сама ниша не бывает открытой – щиток возвращается в закрытое положение сразу после выпуска передней стойки.
Центроплан. По бокам фюзеляжа расположены мотогондолы – такое разнесение двигателей практически исключает одновременное их поражение (что, в свою очередь, критически важно для живучести машины).
Обратите внимание на многочисленные надписи на фюзеляже – так называемую «техничку». Сохранение этих надписей даже на музейных машинах – явление ооооочень редкое, а уж на памятнике-то и подавно! Поэтому, повторюсь, мне очень сильно повезло застать свеженький монумент. Через несколько лет поверх самолета ляжет несколько слоев краски – и всего этого великолепия уже не будет видно…
В равной степени это касается многочисленных потеков грязи, технических жидкостей, забитых швов обшивки и прочих следов эксплуатации самолета. Именно они делают этот памятник столь живым.
Многочисленные сервисные лючки на мотогондолах двигателей, испещренные «техничкой».
Основные стойки шасси.
В очередной раз восторгаюсь – для памятника состояние всей гидравлики стоек просто феноменальное!
Шасси самолета обеспечивает его эксплуатацию как с бетонных, так и с грунтовых аэродромов
Центральные стойки шасси имеют довольно замысловатую конструкцию и кинематику механизма уборки, позволяющие минимизировать пространство колесного отсека в фюзеляже.
Вооружение самолета Су-25 располагается на восьми балочных держателях и двух пилон-держателях, которые при определенном ракурсе напоминают зубья расчески. Именно поэтому Су-25 вначале окрестили «Расческами» или «Гребенками» и только после Афганистана, где официальным позывным штурмовиков было слово «Грач», за Су-25 закрепилось это прозвище.
Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений.
На корневых держателях установлены подвесные топливные баки, далее – блоки неуправляемых ракет и свободнопадающие бомбы.
На крайних пилонах-держателях подвешены ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, предназначенные для уничтожения воздушных целей.
Хорошо видны ручки для съемки обтекателя на блоке неуправляемых ракет С-8. Раньше я не знал, что они там есть.
В пилонах на законцовках крыла располагаются выдвижные посадочные фары и тормозные щитки. Вертикальная пластина – это противобликовочный щиток, защищающий летчика от ослепления светом посадочных фар.
Фугасная авиабомба ФАБ-500. Виден разъем соединения боевой части со стабилизатором.
Подвесные топливные баки. Состоят из трех отсеков, герметично соединенных между собой. На фото видны линии стыка.
Вот здесь хорошо видна линия раскрытия тормозных щитков на пилонах крыла.
Почему-то на этом конкретном самолете нет контейнеров с дипольными отражателями и ИК-ловушками, для защиты от ракет «воздух-воздух» и ПЗРК. Обычно они устанавливаются на верхние поверхности мотогондол двигателей.
Сами двигатели (если они там остались, конечно) закрыты красными заглушками. На Су-25 устанавливаются два турбореактивных одноконтурных двухвальных двигателя Р-95Ш с тягой 40,2 кН/4100 кгс каждый. Двигатели не имеют форсажных камер.
Хвостовое оперение штурмовика. Вы можете видеть руль направления, оснащенный триммером и кинематическим сервокомпенсатором. Отдельно закреплен демпфер рыскания (в верхней части).
Узел поворота руля высоты. Кто-нибудь знает, что обозначают эти кружки на лючках? Вроде бы, там находятся антенны госопознования «свой-чужой».
На конце хвостовой балки расположен контейнер тормозного парашюта.
Вот здесь крышку парашютной системы очень хорошо видно.
Закрылки находятся в слегка отклоненном положении – благодаря этому можно разглядеть петли их навески.
Верхняя часть самолета, похоже, перекрашивалась – технических надписей там почти совсем не осталось, а они должны быть в не меньшем количестве, чем на брюхе.
Триммер руля высоты.
Заглушка сопла двигателя.
Еще раз взглянем на закрылки.
Лючки в мотогондолах позволяют проводить текущее обслуживания двигателя без снятия панелей.
Киль Су-25. Моя догадка о том, что самолет перекрашивался, подтверждается – видите контур «старых» звезд, без синего канта?.
«Техничка» на створках шасси.
Ну и напоследок – еще несколько ракурсов.
Вот такой получился детальный walk around памятника Су-25. Обязательно напишите, нравится ли вам такой подробный репортаж, и хотите ли вы видеть такие фоторазборы в будущем. А на этом все, спасибо что смотрели, до новых встреч!
comments powered by HyperComments