Нет лучшего повода для возобновления активности на сайте после долгого перерыва, чем очередная годовщина Дня Победы. У меня стало уже традицией в эти дни публиковать статью о какой-либо технике, участвовавшей в Великой Отечественной. Так, ранее были материалы про штурмовик Ил-2 и грузовик ЗиС-5. А сегодня будет особый рассказ – о крупнейшем не только в России, но и в мире музейном мемориальном комплексе: «Парк Победы на Поклонной горе» в Москве. Я побывал там буквально несколько лет назад, побывал впервые — и с удовольствием поделюсь с вами своими впечатлениями от увиденного.
Так как материала действительно много, то рассказ получится в двух частях. В первой части я расскажу вам о самом Музее Победы и тематической экспозиции «Моторы Войны». А в следующей – покажу всю многочисленную военную технику на открытых музейных площадках.
История возникновения Парка Победы на Поклонной горе
Расположен парк в Западном административном округе столицы, в нескольких километрах от Делового Центра («Москва Сити»). Сама Поклонная гора – место с богатой историей. Например, именно здесь в 1812 году Наполеон тщетно ожидал московских бояр с ключами от Кремля.
Практически сразу после Победы возникла идея строительства памятного мемориала красноармейцам. Первый памятный камень с «анонсом» будущего мемориала установили на Поклонной горе еще в 1958 году – но до конца восьмидесятых, по разным причинам, строительство так и не было начато. А когда все же началось – москвичи встретили его бурными протестами и демонстрациями на Манежной Площади. Несмотря на это, комплекс все же был построен и торжественно открыт в 50-ую годовщину Победы, 9 мая 1995 года.
В комплекс Парка Победы входит больше десятка отдельных зданий и достопримечательностей. На самой Площади Победителей располагается обелиск высотой 141.8 метров – символ 1418 дней и ночей Великой Отечественной Войны. Помимо самого Музея Победы с огромным парком, здесь также есть Храм Георгия Победоносца, мемориальная мечеть, синагога, музей холокоста и несколько скульптурных композиций.
Для меня наибольший интерес представлял, конечно, Музей Победы. О нем и будет дальнейший рассказ.
Музей Победы (Центральный музей Великой Отечественной Войны)
Музей Победы представляет собой огромную экспозицию, разместившуюся на трех этажах здания и разбитую на отдельные тематические залы. Начинать осмотр следует с залов на первом этаже, строго по часовой стрелке (уходя от входа сразу налево), так как они расположены по хронологии событий Великой Отечественной.
За стеклом можно видеть несколько томов Всесоюзной Книги Памяти, где поименно обозначены все числившиеся убитыми и пропавшими без вести. Всего таких томов около 1500, все они хранятся в музее.
По всей территории музея распределены стенды с оригинальным обмундированием, оружием и личными вещами как красноармейцев, так и солдат Вермахта.
Изюминкой музея выступают диорамы – отдельные комнаты с комбинацией макетов на переднем плане и рисованных задников. Всего диорам шесть штук, каждая из них посвящена тому или иному ключевому событию Великой Отечественной:
– «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.»
– «Битва под Сталинградом. Соединение фронтов»
– «Блокада Ленинграда»
– «Курская битва»
– «Форсирование Днепра»
– «Штурм Берлина».
На втором этаже музея центральное место занимает Зал Славы – на мраморных плитах в котором высечены имена всех Героев Советского союза В Зале Славы проводятся торжественные военно-патриотические мероприятия: прием воинской присяги, посвящение в суворовцы, вручение дипломов выпускникам МосУ МВД России.
Здесь же, у входа в Зал Славы, находится художественно-декоративная композиция «Щит и меч Победы». В освещённой витрине представлены декоративные щит, меч и ножны, подаренные музею Правительством Российской Федерации к 50-летию Победы.
По периметру Зал Славы огибает экспозиция «Подвиг и победа великого народа». Мне больше всего запомнилась, конечно, имитация стен Рейхстага и диорамы рядом с ними.
В многочисленных витринах представлены самые разнообразные предметы солдатского быта. Вплоть до гитары и сатирических кукол фронтовых кукольных театров.
Боевой техники в залах музея практически нет – оно и понятно. Впрочем есть интересные части и фрагменты – например, кусок элерона сбитой «Штуки». Можно даже разглядеть погнутый весовой компенсатор:
Или вот – кусок гусеничной ленты с перебитым траком. К сожалению, не знаю от какого это танка.
А в остальном, конечно, за технику отдувались масштабные модели.
Впрочем, пора как раз переходить к «натурным образцам». Заканчивая же рассказ о Музее Победы, могу только настоятельно порекомендовать его к посещению всем, кто неравнодушен к военной истории (а люди, которые интересуются техникой, в большинстве своем, и историю тоже любят).
«Моторы Войны»
Тематическая выставка «Моторы Войны» расположилась в отдельном здании, в инженерном корпусе. На небольшой, в общем-то, территории тесного подвального помещения расположись около 20 автомобилей. Я сегодня покажу вам почти все экспонаты.
Начнем с американцев. Вот самоходная зенитная установка М16 на шасси полугусеничного М3. Такие ЗСУ поставлялись нам по ленд-лизу в поздний период Великой Отечественной.
А вот – все тот же M3 Scout Car, но в колесном варианте. Удивительно, что хотя эта машина стала самым массовым бронеавтомобилем Второй Мировой Войны (20 918 единиц произведено), но в кино, на фото и в музеях мы видим, в подавляющем большинстве, именно полугусеничный вариант. А вот колесный, как здесь – большая редкость. Ну, или может мне так не везло…
Впрочем, по массовости ему все равно не сравниться с GMC ССKW. Вот кто был настоящий трудяга! Более полумиллиона экземпляров было произведено – больше него сделали только «Виллисов». Конкретно эта модификация – длиннобазный GMC ССKW-353. Как и оба предыдущих, грузовик массово поставляли в Советский Союз по ленд-лизу.
О американских ленд-лизовский грузовиках можно рассказывать долго (что я, когда-нибудь, все же сделаю), а пока для полноты компании покажу еще один автомобиль – Dodge WC-62. Это более крупная и грузоподъемная вариация куда более массового «Доджа три четверти» – WC-51. «Шестьдесят второй» получил третью ось, которая позволила увеличить грузоподъемность вдвое – с 750 до 1500 килограмм. Машина производилась не то чтобы массово, тем не менее 300 единиц выносили тяготы и лишения воинской службы на территории Советской России.
Ну и, закрывая тему «американцев», покажу вам кое-что экзотическое. Это амфибийная машина Studebaker M29 “Weasel”. Создавалась она как гусеничный транспортер для ведения боевых действий в зимних условиях. Участвовала в наземных боевых действий союзников, начиная с «Дня Д». Но во всей красе показала себя в Арденнах, зимой 1944-45 годов. Эти машины использовались для снабжения частей, эвакуации раненых и в качестве штабного средства передвижения – в заснеженных бельгийских лесах с этими задачами гусеничная тачанка справлялась куда лучше колесных «Виллисов» и «Фордов». Машина настолько полюбилась военным, что оставалась в строю аж до 1984 года!
Следующий на очереди – британец Morris Commercial C4. Основной британский военный грузовик позднего военного периода.
Крайне неказистый французский автомобиль – Laffly S20TL VDP. Производился с конца 30-х годов и вплоть до капитуляции Франции являлся основным автомобилем армии для перевозки личного состава.
Еще один неказистый европеец – итальянский артиллерийский тягач Fiat SPA TL37. Было выпущено 2267 тягачей данного типа, небольшое количество которых позже переоборудовали в САУ.
Самый популярный грузовик Вермахта – Opel Blitz. В данном случае – в виде армейской пожарной машины.
Теперь что из наших интересного. Вот ЗиС-5В. Про семейство грузовиков ЗиС-5 я уже рассказывал ранее – но в отличии от того раза, здесь на фото настоящий правильный военный ЗиС-5В, а не новодел по мотивам.
Вот еще из любопытного – танкетка Т-27. Выпускалась большой серией (более 3300 единиц) и даже успела повоевать в Финской войне. Правда, к тому времени была уже, мягко говоря, давно устаревшей.
Равно как и армейский тягач Т-20 «Комсомолец». Хотя, в начальный период Великой Отечественной Войны их даже пытались переоборудовать в САУ, устанавливая противотанковую пушку ЗиС-2 – которую обычно эти тягачи таскали за собой.
Кстати, о пушках. В музее есть парочка любопытных экземпляров – например вот пушка от танка Pz.III.
Ну и закончу показ экспозиции «Моторы Войны» я настоящим мотором – авиационным двигателем М-105 с пикирующего бомбардировщика Пе-2. Обнаружен этот мотор был на месте падения пикировщика в Новгородской области.
На этом я завершу первую часть своего рассказа о Парке Победы в Москве. Во второй части я покажу вам все открытые экспозиции музея – а их там около десятка. Напишите в комментариях, интересны ли подобные фотообходы музеев – обратная связь очень важна для меня и дает мотивацию продолжать вести сайт.
И – с праздником Великой Победы!
comments powered by HyperComments