Эти материалы пролежали у меня в архивах почти три года – фотографировал я в июне 2017го. Из-за гигантского количества фоток все никак не мог подступиться. А когда все же начал писать статью, то выяснил, что вертолетов, которые я сфотографировал тогда – больше нет. Все машины окончательно обглодали, растащили и вывезли. Так что, этот материал во многом уникален и повторить его больше ни у кого не получится. Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах больше не существует…

Я сегодня хочу вам показать заброшенный аэродром Толкай в Кинель-Черкассах, Самарской области, таким, каким я его увидел в начале лета 2017 года. Расскажу немного об истории аэродрома, о самих вертолетах Ми-26, а также покажу подробные фотки того, что от них осталось – на момент съемки.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

История аэродрома Толкай

Кинель-Черкассы — это село и административный центр Кинель-Черкасского района Самарской области России в 110 км восточнее Самары. Несмотря на статус села, население Кинель-Черкасс составляет более 17 000 человек – то есть, это фактически небольшой город. Селу уже более двухсот семидесяти лет – основано оно в 1744 году.

В 1940 году здесь был построен аэродром. В военное время в Кинель-Черкассах обучали летчиков для фронта. С 1960 года на аэродроме был авиационный учебный центр ДОСААФ, где готовили пилотов на самолетах Л-29 и МиГ-17. В начале девяностых, ДОСААФ не стало и учебный центр был закрыт. На аэродром в Кинель-Черкассах передислоцировали 793 отдельный транспортно-боевой вертолетный полк, имеющий в составе вертолеты Ми-8 и Ми-26 – а сам аэродром перешел в ведомство войсковой части №62977.

Воинская часть вместе со всей инфраструктурой просуществовала в Кинель-Черкассах до 2009 года, когда была расформирована. Почти все, что представляло ценность, было вывезено. Вертолеты были переданы на другие аэродромы. Много техники было сдано на металлолом. Но пять транспортных вертолетов Ми-26 оставили на взлетной полосе – предварительно сняв с них двигатели и бортовое оборудование. Вертолеты остались догнивать на бетонке – где их интенсивно растаскивали на цветмет и сувениры местное население. В 2015 году их было четыре, в 2018-ом уже два, а к 2019-ому – и они перестали существовать…

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

Кроме «двадцать шестых», за забором на охраняемой территории валялись еще порядка тридцати фюзеляжей Ми-8. Но, на момент написания этого материала и их уже не осталось.

История 793го транспортного полка.

Прежде чем перейдем к вертолетам, давайте еще немного про полк раскажу. Вот что мне удалось нарыть.

793 транспортный полк имеет славную боевую историю. Был сформирован он 6 октября 1942 года на аэродроме Монино, под Москвой. Во время Великой Отечественной он выполнял задания по снабжению Сталинграда, Ленинграда в период блокады. Летчики полка доставляли в осажденный город продовольствие, медикаменты и оружие, эвакуируя больных и раненых. Далее – обеспечения войск в войне с Японией, в Корейской войне, участвовал в операциях в Африке, почти во всех боевых конфликтах и в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. С 1952 года полк базировался в Грузии, в городе Телави, числясь в составе Закавказского военного округа. А с 1 января 1993 года – здесь, в Кинель-Черкассах.

С середины пятидесятых транспортные самолеты заменили на вертолеты Ми-4. Полк получил статус вертолетного. В 1963 году на вооружение полка поступили тяжелые транспортные Ми-6. В 1973 – полк укомплектован вертолетами Ми-8. А в 1986 году «шестерки» заменили на героев моего сегодняшнего рассказа – тяжелые транспортные вертолеты Ми-26

Поработать летчикам 793-го полка пришлось не только на территории СССР. В шестидесятых – семидесятых годах полк выполнял спецоперации в Конго, Индонезии, Лаосе, Марокко, Алжире, Сомали. Доставляли грузы, эвакуировали пострадавших, помогали в ликвидации катастроф. В начале восьмидесятых – Афган. С 1980 по 1986 годы в Афганистане на «восьмерках» служили четыре эскадрильи полка. 193 летчика и техника полка были награждены боевыми орденами и медалями. Потери полка составили 19 человек…

Летом 1986 года летчики полка на новеньких Ми-26 участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской аварии – с воздуха создавали земляной курган на месте разрушенного реактора. С мая по октябрь 1986 года они произвели 125 вылетов на разрушенный реактор. Забегая вперед, скажу, что из четырех сфотографированных мной вертолетов, две машины – с бортовыми номерами -52 и 64 – были в Чернобыле.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

В 1989-1992 годах летчики 793 полка совершали вылеты по доставке грузов советским пограничникам и мотострелкам в ходе Армяно-Азербайджанского конфликта. До конца 1992 года полк продолжал свою работу, находясь в Грузии.

История войсковой части №62977

В девяносто втором году российский полк оказался практически на территории чужого враждебного государства. Возникла необходимость срочно вывезти и передислоцировать технику и личный состав – включая и их семьи. И, как я уже говорил, 1 января 1993 года полк перебазировали в Кинель-Черкассы. Перебазировались частями – крайний вертолет перелетел 13 февраля 1993 года. Жилья и прочей инфраструктуры не было – жили все военнослужащие с семьями в единственной казарме, устроив фанерные перегородки. За год распалось 32 семьи.

Тем не менее, обустроились, машины подняли в воздух – и к середине 93-го года 793-й вертолетный приступил к плановой службе в воинской части №62977. Но мирная жизнь в Поволжье была недолгой, и с 1995 года полк выполнял боевые задачи в Чечне: как в первую, так и во вторую кампании. Перевозили вооружение, боеприпасы и военную технику; эвакуировали раненых и погибших. С февраля 2000 по март 2002 года – работали в Таджикистане, на границе с Афганистаном.

В двухтысячных войсковая часть развивалась, строились новые корпуса, многоэтажное жилье для семей военнослужащих. С близлежащего аэродрома «Бобровка» полку добавили третью эскадрилью, на вертолетах Ми-24 – правда, через три года ее сократили.

В 2009 году полк был расформирован. Вертолеты Ми-26 были переданы на Северо-Кавказский военный округ, Ми-24 распределены по различным в/ч, остальное пустили на лом. Воинская часть №62977 прекратила свое существование после 16 лет работы.

Здесь я позволю себе вставить несколько фотографий, сделанных самарским блогером Юрием Прокофьевым – как выглядела воинская часть №62977 в 2016 году. Более подробно можете посмотреть в оригинале публикации.

Транспортный вертолет Ми-26

Наконец, давайте к вертолетам перейдем. Я только буквально пару слов скажу про саму машину – подробный рассказ о Ми-26 оставлю на другой раз.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

Мое фото вертолета Ми-26Т с авиашоу МАКС-2005

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 – это крупнейший в мире серийно выпускаемый вертолет. Серийно производится в Ростове-на-Дону, на заводе «Росвертол» (кстати, я об этом заводе рассказывал в прошлый раз). Серийное производство машин этого типа началось в 1980 году и, с некоторыми перерывами, продолжается по сей день. На конец 2019 года произведено 318 единиц.

При максимальной взлетной массе в 56 тонн, вертолет способен перевозить 20 тонн груза со скоростью 285 км/ч на расстояние до 800 км.

Вертолеты этого типа широко применяются как в военно-транспортной, так и в гражданской авиации, используются при тушении пожаров, монтаже буровых вышек и различных высотных конструкций.

Пожалуй, такой кратенькой справки на этот раз хватит.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

Итак, на момент проведения этой фотосъемки, в Кинель-Черкассах оставались четыре борта.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

По реестру это следующие вертолеты:

Номер 52-Жёлтый” (34001212088). Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АС.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

Номер 55-Жёлтый (34001212030). Это «гражданский» Ми-26Т, который из «Аэрофлота» был передан в 793-й полк. Видно, что из-под выцветшего камуфляжа проявилась стандартная аэрофлотовская окраска.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

Номер 58-Жёлтый” (34001212098). Обычный Ми-26 1986 года выпуска. Бортовой номер совсем выцвел, и не скажешь что был желтым.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

Номер 64-Жёлтый” (34001212053). Второй «чернобыльский» борт. Стоял чуть вдалеке от остальных, поэтому в кадр почти не попадал. На фото он справа.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

Все четыре вертолета в очень плачевном состоянии – с них сняты несущий и рулевые винты, двигатели, редуктор, частично мотогондолы. Демонтировано или выдрано все оборудование. Фактически, остался лишь дюралюминиевый планер.

Кладбище вертолетов Ми-26 в Кинель-Черкассах

Крупным планом

Ну и, наконец, основная галерея. Здесь я ничего не буду комментировать – просто оставлю вас один на один с фотографиями. Можно включить грустную музыку для фона…

Послесловие

Три года я не мог собраться с силами и сделать этот материал – но, в конце концов, справился с задачей. К сожалению, я опоздал, и уже никто из читателей этой статьи не сможет съездить в Кинель-Черкассы и посмотреть на умирающих левиафанов своими глазами. Так что, этот материал останется как архивная память о четырех погибших «двадцатьшестых»…

Буду благодарен, если вы оставите свои впечатления о статье в комментариях – и увидимся в следующий раз!

comments powered by HyperComments