Продолжаю свой бесконечный проект по фотографированию технопамятников на территории России – и не только. Сегодня, как уже понятно из заголовка и вступительной картинки, будет «Крокодил». Памятник вертолету Ми-24 стоит в городе Ростов-на-Дону, рядом с проходной завода «Росвертол» – одного из крупных авиационных предприятий России.

Я расскажу совсем немного истории про завод «Росвертол», затем – про установку самого памятника. После чего приведу краткую биографию боевого вертолета Ми-24 (полную историю оставим на следующий раз, для более детального фотообхода). Ну и, наконец, покажу несколько десятков фотографий памятника Ми-24 с разных ракурсов.

Погнали!

Завод «Росвертол» в Ростове-на-Дону: история завода.

Итак, ростовский авиационный завод, носящий сейчас название «Росвертол», был основан в 1939 году – и совсем не в Ростове, а в Рязани. В июле 1939 года постановлением Правительства СССР № 187 от 01.07.1939 года на базе полукустарного деревообрабатывающего комбината в г. Рязани был организован завод № 168, переданный в наркомат авиационной промышленности. Новое предприятие изготавливало деревянные воздушные винты для военных и гражданских самолетов, а также – походные фотолаборатории для обработки аэрофотоснимков.

В начале Великой Отечественной войны на заводе было начато производство крыльев истребителей МИГ-3, а затем десантных двадцатиместных планеров КЦ-20. В октябре 1941 года завод был эвакуирован в г. Волжск Марийской АССР, где вместо планеров КЦ-20 было организовано производство самолётов Ут-2М. В октябре 1944 года завод № 168 был перебазирован из г. Волжска в г. Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного в мае 1943 года на базе бывшего автосборочного завода. Собственно, с 44-го года и по сей день, авиационный завод обосновался в Ростове.

В 1956 году, Ростовский авиазавод перешёл на выпуск вертолётов Ми-1. В 1956—1960 годах завод выпустил 370 таких машин. И далее, с начала шестидесятых, уже полностью перешел на выпуск только вертолетов. Из цехов завода выходили милевские Ми-6, Ми-10 и Ми-10К. С начала семидесятых предприятие освоило серийный выпуск боевых вертолетов Ми-24, а с 1977 года – тяжелых вертолетов Ми-26.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

После распада СССР, завод был приватизирован, стал акционерным обществом и получил имя собственное – «Росвертол». В настоящее время, «Росвертол» выпускает серийно несколько типов вертолетов: транспортные Ми-26Т, боевые Ми-24, Ми-35 и Ми-28Н «Ночной Охотник», а также готовится к серийному выпуску лёгкого учебно-тренировочного вертолёта Ми-60 МАИ. Выпущенные предприятием вертолёты эксплуатируются более чем в 30 странах СНГ, Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

«Росвертол» входит в холдинг промышленных предприятий «Вертолеты России» – наряду с заводами в Казани, Арсеньеве, Улан-Удэ, конструкторскими бюро Миля, Камова и другими предприятиями. 29 декабря 2016 года «Роствертол» изменил название на Ростовский вертолетный производственный комплекс Публичное акционерное общество «Роствертол» имени Б.Н. Слюсаря.

Памятник вертолету Ми-24 на заводе «Росвертол».

А вот тут мне и рассказать-то нечего! Сколько ни копал я историю – не нашел никаких подробностей ни о истории установки памятника Ми-24, ни о конкретной машине, которую поставили на постамент. Все, что мне известно – что памятник вертолету установили в 2009 году – в честь семидесятилетия завода. «Крокодил» использовали обычный серийный, модификацию Ми-24В с крупнокалиберным пулеметом (были еще и пушечные «двадцатьчетверки»).

Возможно, кто-то из ростовчан сможет в комментариях поделиться подробностями об установке этого памятника – как уже было, например, со статьей про памятник МиГ-25ПДС в Верхнеподпольном? Очень бы этого хотелось. Если вы знаете что-то интересное про данный монумент – пожалуйста, напишите в комментариях!

Ну а я ограничусь парой фотографий общих видов – и перейдем к рассмотрению памятника Ми-24В в деталях.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону
Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Вертолет Ми-24 крупным планом.

Итак, погнали изучать машину детально!

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Ударный многоцелевой вертолет Ми-24 – он же Hind по классификации НАТО, он же «Крокодил» по неофициальному прозвищу военнослужащих. Пожалуй, один из самых узнаваемых советских боевых машин. Двухэтажный силуэт «крокодилов» известен даже людям, далеким от авиации и вооружения. Второй в мире специализированный боевой вертолет, после американской «Кобры» Ah-1. Но в отличии от американца, милевская машина изначально проектировалась как многоцелевая – этакий воздушный аналог БМП.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Разработка машины началась в 1968 году, а уже через год опытный экземпляр приступил к летным испытаниям. В 1971 году стартовало серийное производство Ми-24А. На первой модификации пилот и оператор вооружения сидели тандемом, плечом к плечу. Это повышало вероятность поражения обоих членов экипажа одним попаданием. Кроме того, были обнаружены многочисленные конструктивные недостатки, не до конца был доведен комплекс вооружения управляемыми ракетами «Штурм». Несколько лет шли доработки машины – и, наконец, в 1976 году в серийное производство поступила модификация Ми-24В. Вертолет обрел тот облик, по которому мы его знаем и по сей день.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Вертолет Ми-24 производился крупной серией (построено более 3500 единиц), имел множество модификаций, стоял на вооружении более чем пятидесяти стран мира. Машина принимала участие практически во всех более-менее заметных вооруженных конфликтах по всему Земному Шару, но, конечно, наиболее известна она по боевым действиям на территории Афганистана и Чечни.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Афган стал суровой школой для «Крокодила», в которой все его боевые качества и изначальная концепция прошли жесткую проверку. Разряженный горный воздух, пыль и жара не позволяли реализовать полностью мощность двигателей – вертолетам приходилось взлетать «по-самолетному». С пехотинцами летали нечасто – все больше с пустым отсеком. Для предохранения двигателей от песка и пыли на воздухозаборники стали устанавливать пылезащитные устройства, для защиты от ПЗРК внедрили систему отстрела тепловых ловушек, лампу инфракрасных помех и экранно-выхлопные устройства. Наряду с управляемыми ракетами и реактивными снарядами, на вертолет подвешивали и простые свободнопадающие бомбы. Они позволяли разрушать каменные и глинобитные крепости, невосприимчивые к огню НУРСов.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Основное вооружение вертолета Ми-24В – четырехствольный пулемет ЯкБ калибра 12.7 мм. Модификации Ми-24П и Ми-24ВП оснащены более мощной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30 или 23-миллиметровой ГШ-23.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Рядом с пулеметом, справа по полету, мы видим обтекатель системы наведения «Радуга-Ш», управляющей прицельным комплексом противотанковых ракет «Штурм-В».

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

На консолях крыла располагается подвесное вооружение. Вертолет Ми-24 имеет шесть точек подвески, может нести управляемые и неуправляемые ракеты, блоки реактивных снарядов и свободнопадающие бомбы.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Силовая установка машины – два газотурбинных двигателя, находящихся рядом в верхней части фюзеляжа. На воздухозаборниках установлены пылезащитные устройства, препятствующие попаданию пыли и мусора в двигатели. На фото они хорошо видны – грибовидные штуки над кабиной пилота.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Выхлопные отверстия двигателей закрыты экранно-выхлопными устройствами. В этих приспособлениях горячий воздух от двигателей смешивался с холодным атмосферным – уменьшая таким образом тепловой след вертолета. ЭВУ начали ставить на вертолеты с 1984 года, когда у моджахедов появились американские переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер».

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Также вертолет имеет систему защиты от ракет с тепловыми головками, с отстрелом тепловых ловушек. Кроме того, с этой же целью на Ми-24 устанавливается станция активных оптических помех «Липа», «сводящая с ума» инфракрасные головки самонаведения. А на хвостовой балке расположены системы оповещения о радиолокационном облучении.

На следующем фото хорошо видны все эти системы. Сверху в обтекателе находится «Липа», по бокам хвостовой балки расположены кассеты с инфракрасными ловушками, а внизу – датчики облучения.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

В фюзеляже по обоим бортам предусмотрены двери для погрузки грузов или личного состава. Всего Ми-24 может брать на борт до восьми десантников в полной экипировке.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Практически уникальная особенность среди боевых вертолетов – убираемые стойки шасси. Это позволяло Ми-24 быть одним из самых быстрых вертолетов за счет улучшения аэродинамических качеств. Впрочем, на более поздних модификациях (Ми-35) от этого решения отказались. На фото хорошо видны обтекатели основных опор, с характерными выпуклостями для размещения колес.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Хвостовая балка вертолета оснащена рулевым винтом и стабилизаторами. Также на ней располагаются антенны радиостанции и жестко закрепленная хвостовая пята, предотвращающая повреждения рулевого винта в случае посадок с закритическими углами тангажа.

Памятник вертолет Ми-24 в Ростове-на-Дону

Остальные детали вертолета Ми-24В вы, я думаю, сможете разглядеть самостоятельно на картинках в фотогалерее ниже.

И напоследок, как обычно – карта расположения памятника.

comments powered by HyperComments