Сегодняшним репортажем я завершаю цикл материалов о выставке «Helirussia-2014». И в этой финальной статье я расскажу вам о необычном вертолете – McDonnell Douglas 520N. Необычным эту машину делает отсутствие хвостового винта и наличие вместо нее системы компенсации реактивного момента NOTAR, которая так и расшифровывается – «No Tail Rotor». 520-ый является одним из трех серийных вертолетов в мире, где применяется эта система. Остальные два также производятся компанией McDonnel Douglas.
Прежде чем начать свой рассказ о машине, я хочу заметить, что вы наверняка видели этот вертолет в некоторых голливудских фильмах. В частности, именно на нем злодей Жан Рено пытался убить Тома Круза внутри железнодорожного туннеля в первой части «Миссия Невыполнима». Вот, кстати, и эта сцена:
Итак, что же это за машина, что это за диковинная схема NOTAR и зачем она вообще нужна? Попробую рассказать.
Во-первых, сам вертолет MD 520N является модификацией серийного легкого вертолета MD 500 (ранее – Hughes 500), который, в свою очередь, есть ни что иное, как гражданская модификация знаменитого «Яйца Хьюза» – армейского вертолета наблюдения OH-6 «Cayuse». Эта легендарная машина верой и правдой служила в армии США много лет, породив несколько модификаций – от ударного до санитарного. Также она стала настоящей звездой киноэкрана – увидеть армейских «головастиков» можно во множестве фильмов. Но, конечно, звездный час их пришелся на картину «Падение Черного Ястреба», где ударные AH-6 «Little Bird» предстали во всей красе.
Ну и, само собой, во всех военных видеоиграх, типа «Call Of Duty» или «Battlefield» эти вертолеты неизменно присутствуют.
Но вернемся к гражданским машинам. MD 500 выпускался (и выпускается до сих пор) крупной серией, был успешным вертолетом. В 1975 году компания «Hughes» начинает исследования своей новой разработки – системы компенсации реактивного момента от вращающегося винта. Дело в том, что традиционная схема вертолета – с хвостовым винтом – имеет массу недостатков. В их числе расход мощности на привод рулевого винта, дополнительный вес конструкции, высокий уровень вибраций и шума, усложнение технического обслуживания и опасность задевания рулевого винта за препятствия, а также опасность для обслуживающего персонала. Инженеры фирмы Хьюза предложили принципиально новую установку, которая бы устраняла все эти недостатки.
При этой схеме, воздух, попадающий в воздухозаборник (1), проходит через вентилятор (2), который создает мощный поток воздуха (3). Этот поток выбрасывается через продольную щель в правой части хвостовой балки. Встречаясь с воздушной струей от несущего винта (6), он заставляет эту струю отклоняться влево, создавая аэродинамическую силу, направленную вправо (8). Это называется «эффект Коанды». Таким образом, вертолет стабилизируется в полете. Для управления машиной по каналу рыскания (влево-вправо) используется реактивное воздушное сопло на конце балки (5) и кили (4).
Такая схема дает следующие преимущества. Во-первых, она существенно снижает уровень шума. Во-вторых, сильно повышается безопасность, так как рулевой винт – один из самых уязвимых узлов вертолета. Также отсутствие хвостового винта сказывается на безопасности вертолета для обслуживающего персонала – я имею в виду несчастные случаи, временами происходящие с неосторожными техниками.
Насколько я знаю, схема NOTAR запатентована компанией McDonnel Douglas и является ее торговой маркой. Это и объясняет тот факт, что при всех достоинствах подобной схемы сейчас в мире есть всего три модели вертолетов с системой NOTAR – и все они производятся вышеупомянутой компанией. Хотя, у нас тоже были подобные разработки – так, схожая система испытывалась на опытном Ка-26СС еще в 1988 году.
Первый полет экспериментального OH-6 с системой NOTAR состоялся 17 декабря 1981 года. Первый полет гражданского MD 520N – 1 мая 1990 года. Сейчас вертолет производится серийно и продается клиентам по всему миру.
На выставке «Helirussia-2014» мне удалось довольно подробно изучить экстерьер этого интересного вертолета, и сейчас я вам покажу MD 520N в деталях.
Вид на хвостовую балку
Киль и рули направления вертолета
Хвостовой костыль – служит для защиты хвостовой балки от соударения с землей при неудачных маневрах.
Выхлопное сопло двигателя. Обратите внимание, развернуто в сторону – опять-таки, для компенсации вращающего момента от несущего винта
Проблесковые огни на хвостовом киле
Еще один – на верхней части стабилизатора
Воздухозаборник системы NOTAR
Задняя дверь и капот двигателя
Полозья лыжного шасси
Дверь пилота
Яйцеобразный фонарь кабины. Обзор у пилота прекрасный.
Еще один проблесковый огонь
Ротор несущего винта и автомат перекоса
Через бликующее стекло видны органы управления вертолетом
И несколько общих видов напоследок
На этом, пожалуй, я закончу и данный репортаж, и цикл статей о «Helirussia-2014». Продолжение смотрите в основных репортажах с Helirussia-2014 (часть первая и часть вторая).
comments powered by HyperComments