В этой статье я собрал все известные мне художественные фильмы про авиацию, про самолеты, на авиационную тематику. Критерий попадания фильма в этот список – в кадре самолеты/вертолеты должны появляться достаточно регулярно, либо же — быть центром повествования.
На каждый отсмотренный мной фильм из этого списка, я пишу краткую аннотацию и привожу список самолетов, вертолетов или иной авиатехники, которая показана в этом фильме. А также – высказываю свое впечатление о фильме и мнение по поводу того, стоит ли его вообще смотреть.
Как и остальные подобные записи, этот материал также будет постоянно обновляться, дополняться и редактироваться. Буду рад, если примете в этом участие. Пишите в комментариях, какие еще фильмы, из тех что я пока не упомянул, достойны появиться в этом списке.
Художественные фильмы про авиацию и самолеты
- Авиатор / The Aviator (2004)
- Аврора: Операция Перехват / Operation Intercept (1995)
- Амелия / Amelia (2009)
- Ангелы ада / Hell’s Angels (1930)
- Асы в небе / Aces High (1976)
- Битва за Британию (1969)
- В бой идут одни «старики» (1973)
- В центр солнца / Into the Sun (1992)
- Великие воздушные гонки / The Great Air Race (1990)
- Ветер крепчает (анимация)
- Взвейся в небо / R2B: riteontu beyiseu (2012)
- Воздушные приключения / Those Magnificent Men in their Flying Machines (1965)
- Война на море от Гавайских островов до Малайи / Hawai Marê oki kaisen (1942)
- Голубой Гром / Blue Thunder (1983)
- Голубой Макс / The Blue Max (1966)
- Голубой Торнадо / Blue Tornado (1991)
- Горячие головы / Hot Shots! (1991)
- Железный орел / Iron Eagle (1986)
- Железный орел II / Iron Eagle II (1988)
- Железный орел 3
- Железный орел 4
- Звезда Африки (1957)
- Зеркальные войны: отражение первое (2005)
- Зияющая синева / Dark Blue World (2001)
- Зона 88 / Area 88
- Красавица Мемфиса / Memphis Belle (199)
- Красный Барон (1971)
- Красный Барон (2008)
- Красные хвосты / Red Tails (2012)
- Летающая крепость
- Летчик / Jet Pilot (1957)
- Макросс (анимация)
- Небесный охотник / Kong Tian Lie (2017)
- Небесный тихоход
- Небо измеряется милями (2019)
- Небо над головой / Le ciel sur la tête (1965)
- Нормандия-Неман
- Огненные птицы
- От винта (анимация)
- Перл-Харбор
- Парни из Таскиги
- Перехват (1986)
- Перехватчик
- Полет «Нарушителя»
- Полет «Черного Ангела» / Flight Of Black Angel (1991)
- Порко Россо (анимация)
- Последний перелет / Amelia Earhart: The Final Flight (1994)
- Последний отсчет
- Поэма о крыльях (1979)
- Рыцари неба / Les chevaliers du ciel (2005)
- Самолеты / Planes (анимация)
- Самолеты: огонь и вода / Planes (анимация)
- Сделано в Америке / American Made (2017)
- Стелс / Stealth (2005)
- Тактическое нападение / Tactical assault (1998)
- Топ Ган / Top Gun (1986)
- Тора! Тора! Тора!
- Торпедоносцы
- Хроники пикирующего бомбардировщика
- Черная акула (1993)
- Чудо на Гудзоне
- Эскадрилья 633 / 633 Squadron
- Эскадрилья «Лафайет» / Flyboys
- Эскадрилья «Москито» / Mosquito Squadron (1969)
Авиатор / The Aviator (2004)

Авиатор / The Aviator (2004)
Авиатехника: Fokker D.VII, RAF S.E.5, Sikorsky S-29A, Sikorsky S-38, H-1 Racer, XF-11, H-4 Hercules, Lockheed Super Constellation
Оскароносный эпик Мартина Скорсезе о судьбе одного из самых эксцентричных предпринимателей XX века – Говарда Хьюза. Хьюз известен не только как один из самых богатых людей за всю историю, но и как кинорежиссер (в том числе авиационного шедевра той эпохи, фильма «Ангелы Ада»), как авиастроитель и совладелец одной из крупнейших американских авиакомпаний. Кстати, именно Хьюз послужил прототипом марвелловского Тони Старка, «Железного Человека».
События фильма охватывают период с 1927 по 1947 годы – начиная со съемок той самой кинокартины об асах Первой Мировой и заканчивая первым полетом «Елового Гуся», самого большого самолета в мире (этот рекорд был побит лишь в 2017-ом!). Конечно, его роль в конструировании самолетов показана очень по-киношному, но в остальном фильм держится довольно близко исторической правды.
По самолетам: в кино можно увидеть и того самого «Елового Гуся», он же H-4 Hercules; и перспективный самолет-разведчик Hughes XF-11; и рекордный H-1 Racer. Все три – в виде масштабных радиоуправляемых моделей и компьютерной графики. Также можно посмотреть на реплику летающей лодки Sikorsky S-38 и музейные пассажирские Lockheed Super Constellation. Ну и в начальной части фильма, где идет повествование о съемках «Ангелов Ада» – реплики и масштабные модели Fokker D.VII, RAF S.E.5 и Sikorsky S-29A.
Фильм, безусловно, из разряда “must see”, не только из-за самолетов, но и просто как художественное произведение. Не зря же 5 «Оскаров» взял и на 11 номинировался!
Аврора: Операция Перехват / Operation Intercept (1995)

Аврора: Операция Перехват / Operation Intercept (1995)
Авиатехника: Aurora, F-16
Довольно трешовенький низкобюджетный боевичок середины девяностых, с – сюрприз! – «мэрипопинс вся руси», Натальей Андрейченко, в роли главной злодейки. Фильм реально слабый даже для категории «В», и я бы вовсе не стал его включать в этот список, если бы не «Аврора». Все-таки, этот мифический гиперзвуковой разведчик был одним из главных авиационных загадок девяностых, своего рода Лох-Несским чудовищем от авиации, и пройти мимо его «появления» в кинематографе я не мог.
Впрочем, появление оно такое себе. Понятно, что в съемках задействованы макеты, но вот сами съемки уж очень примитивны и топорны, даже для того времени. Как будто фильм не в 95-м году вышел, а лет на сорок раньше. Комбинированные воздушные съемки и все эволюции аппарата в воздухе сделаны очень-очень топорно. Появившиеся под конец фильма истребители F-16 – полностью компьютерная графика, но опять же, отвратительно сделанная: модели самолетов, такое впечатление, как будто состоят из пары десятков полигонов. По всему видно, что бюджет фильма был крошечный, и, по-видимому, весь ушел на Андрейченко, а остальное доделывалось на сдачу.
Смотреть стоит чисто из энциклопедического или коллекционного интереса, как кино про самолеты этот фильм катастрофически плох.
Амелия / Amelia (2009)

Амелия / Amelia (2009)
Авиатехника: Fokker F.VIIb/3M, Lockheed Vega, Lockheed Electra, De Havilland DH82 Tiger Moth, Ford Trimotor
Биопик о самой знаменитой женщине-летчице в истории, Амелии Эрхарт. Фильм охватывает события с первого, условного, трансатлантического перелета до последнего, кругосветного, в 1937 году. По фактологии, кино довольно близко к историческим событиям, отражает множество моментов из жизни знаменитой авиатриссы (например, как она учила летать по ночам Первую Леди, Элеонору Рузвельт). Но все же акценты смещены от подробностей многочисленных перелетов на раскрытие характера Амелии и ее отношений со своим мужем. В той же Википедии можно почитать множество интересных подробностей ее летной карьеры и авиационных происшествий, которые никак не отражены в фильме.
Зато – в картине довольно много самолетов и красивейших авиационных съемок. Все сцены с «Электрой» (кроме аварии при взлете) сняты по-настоящему, во всех статических сценах используются очень точные реплики тех самых самолетов Амелии. Компьютерная графика есть, ее не так много (например, ночной полет «Веги» над океаном), хотя качества она не слишком высокого.
В целом фильм интересный, близкий к правде, красиво снятый. Посмотреть и получить удовольствие – можно.
Ангелы Ада / Hell’s Angels (1930)

Ангелы Ада / Hell’s Angels (1930)
Авиатехника: Sikorsky S-29A, Fokker D.VII, RAF S.E.5a
Тот самый блокбастер Говарда Хьюза, съемки которого показаны в фильме «Авиатор» (см. выше). Фильм был не только самой дорогой картиной в то время (4 миллиона долларов бюджет), но и самой прибыльной (8 миллионов долларов прибыли). Он снимался более трех лет, в начале съемок был немым, но в процессе – полностью переснят и переозвучен. При съемках погибли три пилота. В общем, с какой стороны ни покрути – эпохальное кино.
К сожалению, спустя 90 лет, эта эпохальность не ощущается вообще никак – сейчас «Ангелов Ада» смотреть тяжело и скучно. Сюжет и герои ниже всякого сценарного плинтуса, следить за развитием событий неинтересно, а те самые натурные съемки полетов, на которые Говард Хьюз и потратил свои миллионы – сейчас уже не впечатляют абсолютно. К тому же, из почти двух часов экранного времени, про самолетики там – суммарно минут двадцать. В общем, если бы не культурный и исторический бэкграунд, само нахождение «Ангелов Ада» в моем списке было бы под вопросом.
По поводу авиатехники, задействованной в фильме. В качестве немецкого бомбардировщика Хьюз и команда использовали американский биплан Sikorsky S-29A, а вот Fokker D.VII и RAF S.E.5 были настоящими. Но вот качество съемок в 1930 году – сами понимаете. Поэтому деталей разглядеть не надейтесь.
Что в итоге: «Ангелов Ада» смотреть можно, но исключительно для самообразования, как изучение культурного феномена того времени.
Асы в небе / Aces High (1976)

Асы в небе / Aces High (1976)
Авиатехника: RAF S.E.5, Fokker E.III, Avro 504K
Сражения и быт британских пилотов Первой Мировой в военной драме с Малькольмом МакДауэллом в главной роли. Будни знаменитого Королевского Летающего Корпуса (Royal Flying Corps) – воздушные битвы, потери, страх и мужская дружба. Под впечатлением именно этого фильма Iron Maiden написали свою знаменитую одноименную композицию.
Фильм, даже по сегодняшним меркам, смотрится достаточно интересно и увлекательно. Воздушных съемок в фильме много, снимаются реальные самолеты, и, иногда, радиоуправляемые модели. Все показано очень реалистично, никаких «уфолетов» не наблюдается. А вот сами летательные аппараты не особо аутентичны. В роли британских RAF S.E.5 выступают достаточно серьезно переделанные тренировочные самолеты DH-82 Tiger Moth, чье стреловидное крыло трудно скрыть чем-либо. За немецких «Фоккеров» и «Альбатросов» отдуваются бельгийские и финские бипланы Stampe SV.4s и VL Viima II V1. Моноплан Fokker E.III Eindecker представлен в виде летающей реплики, а разведчик Avro 504K – в виде реплики нелетающей.
Битва за Британию / Battle of Britain (1969)

Битва за Британию / Battle of Britain (1969)
Авиатехника: Hawker Hurricane, Supermarine Spitfire, He-111, Bf.109, Ju-52
Военно-исторический кинофильм, рассказывающий о единственном в истории чисто авиационном сражении – Битве за Британию, проходившем в небе восточной Великобритании летом 1940 года. Двухчасовой эпик о храбрости британских летчиков, из последних сил защитивших свою страну от готовящегося вторжения фашистов через Ла-Манш. Картину по размаху можно сравнить с «Ангелами Ада» Говарда Хьюза – масштабные воздушные съемки, десятки и сотни самолетов в кадре, крупные планы и эффектные ракурсы авиационных сражений начала Второй Мировой.
Фильм снят в 1969 году, когда еще довольно много той самой авиатехники, принимавшей участие в Битве за Британию, сохранилось в первозданном виде. Поэтому, на всех крупных планах мы можем увидеть абсолютно реальные «Харрикейны» и «Спитфайры». Грязные, чумазые, с выгоревшими пятнами камуфляжа – какими они и воевали в реальности. Так, например, «Спитфайров» в фильме задействовали целых 26 – двенадцать машин в летном состоянии, семь использовались для съемки рулежек и еще семь – для статических сцен. Правда, среди них были и поздние машины, с двигателями «Грифон», и это можно заметить в кадре. Немцам не так повезло, в качестве машин люфтваффе использовались послевоенные испанские аналоги и реплики: «Хейнкелей» играли CASA 2.111D, «Мессершмиттов» – Hispano Aviación HA-1112. И те и другие сразу безошибочно идентифицируются по капотам двигателей – у немецких самолетов они были иной формы.
В бой идут одни «старики» (1973)

В бой идут одни «старики» (1973)
Авиатехника: Як-18П, Zlin Z-326
Настоящая бессмертная классика советского кинематографа; фильм, растасканный на цитаты. Удивительно глубокий и проникновенный фильм о буднях военных летчиков Великой Отечественной. Режиссер, автор сценария и исполнитель главной роли («Маэстро») Леонид Быков много консультировался с ветеранами — в результате чего многие герои имели реальные прообразы. В википедии можно подробно прочитать про множество эпизодов из фильма, которые реально происходили в разных полках на разных участках фронта.
Что касается самолетов — здесь в роли Ла-5 снялись переделанные Як-18 (схема шасси была изменена с носовой на хвостовую), а «Мессершмиттом» выступил чехословацкий Zlin Z-326. Это, конечно, сделали не от хорошей жизни — просто на момент съемок, к 1973-му году, не осталось уже ни одного сохранившегося истребителя Лавочкина. Так что — самолеты тут довольно странные. Единственный реальный аппарат – взятый из музея По-2.
Фильм является абсолютным must see для всех любителей авиации и ценителей военной истории. Для моделистов полезного практически нет — если только не стоит задача построить модель именно «киношного» Як-18П.
В центр Солнца / Into the Sun (1992)

В центр Солнца / Into the Sun (1992)
Авиатехника: F-16, IAI Kfir
Второсортный американский боевичок начала девяностых, типичный B-Movie. Сюжет незамысловат – к служащему на Ближнем Востоке американскому летчику приставляют голливудскую кинозвезду, для лучшего вживания в грядующую роль. Естественно, все идет не по плану, тренировочный полет превращается в боевой, но главные герои преодолевают все препятствия и выходят из них победителями. Совершенно вторичный, ничем не примечательный боевик, коих сотни.
Из самолетов можно увидеть одноместные F-16C и двухместные F-16D в камуфляже ВВС Израиля, а в качестве противников выступают израильские же «Кфиры». Планы в кабинах сняты отдельно, на макетах (поскольку мало похожи на реальные кокпиты). Ну и радиоуправляемые модели до кучи – в сценах взрывов.
Воздушных съемок здесь немного, они не слишком интересны, а учитывая то, что в HD фильм вроде никогда не переводили – можно смело проходить мимо, ничего не потеряете.
Великие воздушные гонки / The Great Air Race (1990)

Великие воздушные гонки / The Great Air Race (1990)
Авиатехника: DH-88 Comet, Boeing 247, Douglas DC-3
Приключенческий фильм, рассказывающий о состоявшейся в 1934 году авиагонке на приз Макробертсона по маршруту Лондон – Мельбурн. Сам авиаперелет – достаточно известное событие в истории авиации, как и машины, принимавшие в нем участие. В частности, знаменитые DH-88 Comet – красный «Grosvenor House» и черный «Black Magic».
Фильм получился зрелищным и захватывающим, несмотря на свою продолжительность (3 часа). По сегодняшним меркам первой части картины заметно не хватает динамики, зато вторая часть – непосредственно про перелет – с лихвой это искупает. Сюжет в общей канве придерживается исторической достоверности, используя художественный вымысел лишь для мелких деталей. Что касается самолетов, то тут не все так гладко – вместо Douglas DC-2 использовали более крупный и гораздо более массовый DC-3, вместо Granville Gee Bee – North American Texan и т.д. А вот DeHevilland DH-88 Comet – здорово похожи на настоящие «Кометы» – для фильма построили крупномасштабные летающие модели и макеты в натуральную величину для съемок на земле.
К просмотру рекомендую.
Взвейся в небо / R2B: riteontu beyiseu (2012)

Взвейся в небо / R2B: riteontu beyiseu (2012)
Авиатехника: ROKAF T-50, F-15K, МиГ-29
Если охарактеризовать фильм одной фразой, то получится: «южнокорейский Топ Ган». Уволенный из пилотажной группы «Черный Орел», молодой летчик попадает на службу в корейские ВВС, где показывает высочайший пилотажный скилл и охмуряет молодую девушку-механика. И все это – до тех пор, пока мятежные северокорейские генералы не начинают внезапную агрессию на южного соседа.
Фильм – типичная агитка, с довольно большой долей комедийных моментов. В первой половине картины самолетов не так, чтобы много, весь экшн начинается на втором часу просмотра. Зрелищных моментов немало, но все воздушные бои нарисованы, и не так чтобы слишком реалистично. А вот в статических съемках довольно детально показывают элементы T-50 и F-15K – корейской модификации ударного F-15E Strike Eagle.
В итоге: смотреть можно, но не более.
Воздушные приключения / Those Magnificent Men in their Flying Machines (1965)

Воздушные приключения / Those Magnificent Men in their Flying Machines (1965)
Авиатехника: Antoinette IV, Avro Triplane IV, Bristol Boxkite, Santos-Dumont Demoiselle
Очаровательный в своей винтажности комедийный фильм шестидесятых. Картина рассказывает про летчиков эпохи зарождения авиации, а точнее – про грандиозную, по тем временам, авиационную гонку из Лондона в Париж. Полное дословное название фильма «Те великолепные люди в своих летающих машинах, или как я пролетел от Лондона до Парижа за 25 часов и 11 минут».
Фильм пользовался огромной популярностью в прокате многих стран, в том числе СССР, был номинирован на несколько премий «Оскар» и даже получил одну – за лучший сценарий. Для съемок были сделаны полномасштабные реплики 20 самолетов, в том числе шесть – летающих. С исторической точки зрения в них были допущены неточности и расхождения, требуемые по сценарию или духу фильма, но в целом облик самолетов достаточно схож, машины легко «считываются».
Война на море от Гавайских островов до Малайи / Hawai Marê oki kaisen (1942)

Война на море от Гавайских островов до Малайи / Hawai Marê oki kaisen (1942)
Авиатехника: A6M Zero, G3M, B5N Kate, D3A Val
Крупнобюджетный фильм со спецэффектами, снятый в честь первой годовщины атаки на Перл-Харбор. На ту пору это был самый дорогой японский фильм за всю историю кино. Батальные сцены, снятые при помощи миниатюрных моделей, были настолько реалистичны и так искусно смешаны с архивными съемками, что некоторые американцы, смотревшие этот фильм после войны, думали, что все это – съемки реальных боевых действий. Съемки нападения на Перл-Харбор казались такими реальными, что верховное командование союзных войск конфисковало его и продало компании «Мувитон Ньюз Корпорэйшн». И кадры из этого фильма показывались как реальные съемки нападения японцев на Америку. Также в фильме имеются съёмки атаки и потопления двух боевых кораблей Великобритании: линкора «Принц Уэльский» и линейного крейсера «Рипалс» под Куантаном.
С художественной точки зрения фильм невыносимо скучен. Первые час двадцать не происходит вообще ничего – показана учебка военных летчиков, первые полеты, приземления на авианосец и подготовка к налету. Лишь последние полчаса нам показывают боевые действия – сначала налет на Перл-Харбор, а потом – охоту за «Принцем Уэльским». Последняя – наиболее интересная часть фильма, поскольку достаточно большое экранное время в кадре находится реальный бомбардировщик Mitsubishi G3M.
Рекомендовать это кино никому не буду, смотреть стоит разве что из энциклопедического интереса.
Голубой гром / Blue Thunder (1983)

Голубой гром / Blue Thunder (1983)
Авиатехника: “Blue Thunder” (Aérospatiale SA 341 Gazelle), F-16 Fighting Falcon, Hughes OH-6 Cayuse
«Голубой гром», наряду с Top Gun – один из самых известных авиационных боевиков восьмидесятых. Скорее всего, вы все его смотрели и сюжет помните, но на всякий случай освежу в памяти. Отставной военный пилот, работающий в полиции на вертолете наблюдения, принимает участие в испытании новейшего вертолета «Голубой гром» и становится свидетелем заговора в высших чинах полицейского руководства Лос-Анджелеса. Фильм пользовался огромной популярностью в прокате – и даже был показан в СССР, на Московском кинофестивале 1985 года.
Вертолет «Голубой гром» – это сильно модифицированный внешне легкий французский вертолет Aérospatiale SA 341 Gazelle. Переднюю часть машины изменили, сделав угловатой, в стиле армейских «Апачей». Плюс – навесили бутафорскую пушку Гатлинга и датчики различных электронных систем. Всего сделали два таких вертолета, а также несколько радиоуправляемых моделей для воздушных съемок. Кроме «Грома», в фильме можно увидеть истребители F-16 (модели) и «яйцо Хьюза» – многоцелевой легкий вертолет Oh-6, на котором главный антагонист фильма пытается сбить «Голубой гром».
Воздушные съемки в фильме действительно классно выполнены. Очень зрелищные пролеты над Лос-Анджелесом, особенно – через знаменитые каналы для водостока. Комбинированных съемок не так много, в основном все снималось вживую. Ну и сам «Голубой Гром» вышел достаточно эстетичной машиной, посмотреть одно удовольствие.
Фильм однозначно достоин просмотра (и пересмотра), даже несмотря на «фантастичность» вертолета.
Голубой Макс /The Blue Max (1966)

Голубой Макс /The Blue Max (1966)
Авиатехника: Fokker D.VII, Fokker DR.I, RAF S.E.5, Pfalz D.III, Morane Saulnier MS.230, Pfalz D.III
Авиационных фильмов про Первую Мировую снято почти десяток, и «Голубой Макс» – если и не лучший из них, то, по крайней мере, один из лучших. Военная драма про амбициозного немецкого летчика, попавшего за штурвал самолета из пехотного окопа и жаждущего получить высшую военную наград Германии, крест «Голубой Макс» – входит в коллекцию классических шедевров Голливуда. В этом заслуга не только драматичной истории, харизматичных героев и секс-символа шестидесятых, «Первой Девушки Бонда» Урсулы Андресс, но и великолепных воздушных съемок и батальных сцен.
Из авиации в фильме фигурируют, прежде всего вездесущий (если говорить о фильмах про Первую Мировую) английский биплан тридцатых DH-82 Tiger Moth. Причем – играет он как немецкие самолеты (условные «Альбатросы»), так и английские (условные «Сопвичи»). Из более конкретных и узнаваемых – бипланы Fokker D.VII и трипланы Fokker Dr.I (реплики), а также Pfalz D.III (реальная машина, оставшаяся со времен WWI). В качестве экспериментального немецкого моноплана выступает французский тренировочный Morane Saulnier MS.230, «загримированный» под одноместную машину. С британской стороны можно видеть летающие реплики RAF S.E.5, сделанные из легких самолетов Slingbsy T.56. Всего было переоборудовано шесть машин – в фильме сняты все шесть.
Как я уже писал выше, фильм – настоящая классика мирового кинематографа, винтажный бриллиант из тех времен, когда все воздушные сцены снимали по-настоящему, а не рисовали на компьютерах, наделяя «этажерки» пилотажными свойствами Су-37.
Горячие головы / Hot Shots! (1991)

Горячие головы / Hot Shots! (1991)
Авиатехника: Folland Gnat, F-5E Tiger II, T-38 Talon
Шедевральная авиационная комедия, пародирующая классические американские фильмы семидесятых-восьмидесятых. Метко выбранных и обсмеянных цитат можно найти несколько десятков – от «Касабланки» и «Крестного Отца» до «Рокки» и «9 с половиной недель», но в центре, конечно же – «Топ Ган». Образ главгероя срисован с Маверика, так же как и противостояние с коллегой, и любовная линия. Но все это – приправлено миллионом гомерически смешных шуток и гэгов.
Но при всей своей пародийности, кино умудряется довольно подробно показывать самолеты. В качестве новейших американских палубных истребителей в фильме снимаются несколько британских машин Folland Gnat – легких учебно-боевых и штурмовых самолетов третьего поколения. Интересно то, что в армию и флот США эти самолеты никогда не поставлялись, поэтому, скорее всего, для съемок использовали аппараты из частных коллекций. Ну а в качестве антагонистов снимаются те же черные F-5 и T-38, что и «Top Gun».
Фильм, безусловно, стоит того, чтобы посмотреть его хотя бы раз.
Железный орел / Iron Eagle (1986)

Железный орел / Iron Eagle (1986)
Авиатехника: Cessna 150, F-16B, IAI Kfir
Американский подростковый боевик середины восьмидесятых. Отца главного героя, летчика-истребителя ВВС США сбивают где-то над Ближним Востоком и приговаривают к смерти. Показательная казнь должна состояться через три дня, но политики и ВВС ничего не намерены делать. И тогда типичный американский школьник решает взять типичный американский F-16 и решить вопрос самостоятельно.
Это я специально пересказал половину сюжета, чтобы вы понимали насколько «реалистичен» этот фильм. Так что, тему здравого смысла на этом закроем, и посмотрим что из самолетов можем видеть в кадре. В начале фильма очень здорово показаны пролеты маленькой «Цессны» над скалами. Что же касается F-16, то ему уделено достаточно много экранного времени – есть и статичные и воздушные съемки, и даже элементы кокпита показаны (кроме индикации бортовых систем – там полный бред). Для съемок использовались двухместные F-16B ВВС Израиля, в «пустынном» камуфляже. В качестве МиГ-23 противника играют израильско-американские Kfir, закупленные ВВС США и стоящие на вооружение под обозначением F-21A. В воздушных боях снимаются реальные самолеты, и эти съемки действительно хороши. Кстати, различные кадры полетов и догфайта из «Железного Орла» потом еще лет десять всплывали в нескольких десятках американских боевичков.
Посмотреть можно, если предварительно полностью отключить какое-либо критическое мышление и смотреть с целью просто поглазеть на F-16.
Железный орел 2 / Iron Eagle II (1988)

Железный орел II / Iron Eagle II (1988)
Авиатехника: F-16A, F-4 Phantom II, IAI Kfir
Продолжение «Железного Орла», снятое с большой оглядкой на «Топ Ган». Для сверхсекретной операции по уничтожению ядерного оружия, США и Советский Союз объединяют усилия. Создается боевая группа из американских и русских пилотов, вынужденных искать точки соприкосновения в апогее Холодной Войны.
Съёмки фильма проводились в Израиле, в частности — на военной базе близ Хайфы. Воздушные манёвры в фильме были исполнены лётчиками Вооружённых сил Израиля. Самолеты, соответственно, тоже снимались израильские – F-16A и F-4 Phantom II в роли МиГ-29. Роль противников выполняют те же самые «Кфиры», что и в первой части.
С первой частью кино практически никак не связано, кроме двух героев – причем (спойлер!), главного героя первого фильма здесь убивают примерно через пять минут после начала. И в целом, второй «Железный Орел» откровенно более слабый и бюджетный, нежели первый фильм. Можно смело проходить мимо, ничего не потеряете.
Зеркальные войны: отражение первое (2005)

Зеркальные войны: отражение первое (2005)
Авиатехника: Су-35УБ (б/н 801), Су-35БН
Российский боевик про российский же суперсамолет Су-ХХ (его роль играет один из первых построенных Су-35УБ). Весь фильм – это какой-то новый уровень отстоя для российского кинематографа: в нем абсолютно паршиво вообще все. Даже воздушных съемок, которых, по заверению авторов отсняли 70 часов, в итоге набрали минут на 5-7 от силы. Разрекламированные «Реальные воздушные бои Су-35 с F-15» оказались компьютерной анимацией такого качества, которого постыдились бы даже самые бюджетные видеоигры. Про сюжет, игру актеров, диалоги и здравый смысл даже начинать не стоит – этого всего в картине не найдешь даже с лупой.
Зачем-то фильм изначально снят на английском языке, а потом переозвучен на русский. То есть, смотришь на актера, видишь как он губами говорит английский текст, и слышишь его же голос на чистом русском, не совпадающий с движением губ. Очень стремно. Зачем-то в этом отстое снялись Малькольм МакДауэлл и Рутгер Хауэр. Это вообще уму непостижимо – как их сюда занесло?
Фильм полностью провалился в прокате, уничтожив намеки на продолжение – и это здорово. Снимать такое кино преступно. Смотреть – почти бессмысленно. Почему «почти»? Потому что, все-таки в нем есть Су-35, он реально летает, иногда оператор показывает интересные ракурсы. Во время съемок, для одной из сцен с самолета реально снимали колпак фонаря и так, «без крыши», летали.
Консультантом на картине работал заместитель начальника летной службы ОАО “ОКБ Сухого”, Герой России, заслуженный летчик-испытатель Сергей Мельников, который осуществил рекордное количество – более 200 – посадок истребителя на палубу единственного российского авианосца “Адмирал Кузнецов”. Но, блин, это почему-то вообще никак не помогло фильму! И если со столь грамотным консультантом получилась полная лажа, то я боюсь представить какой уровень галактического бреда творился в сценарии ДО того, как Мельников начал свою работу!
В общем, смотреть стоит только воздушные съемки, все остальное – на быстрой перемотке и без звука, дабы не травмировать психику.
Красавица Мемфиса / Memphis Belle (1990)

Красавица Мемфиса / Memphis Belle (1990)
Авиатехника: B-17F, Bf.109, P-51D
Фильм повествует о реальном экипаже стратегического бомбардировщика B-17F Flying Fortress, носящего имя собственное «Memphis Belle». Они первыми выполнили квоту в 25 боевых вылетов и отправились домой, в Америку. В картине показан их последний боевой вылет.
Взяв за основу историческое событие, киноверсия, все же, достаточно далеко отходит от фактов. Впрочем, именно как художественное произведение, кино получилось отличным. Для фаната авиации оно и вовсе – великолепное. В кадре летают настоящие «Летающие крепости» (правда, с демонтированной носовой турелью, поскольку сохранились B-17G, а реальная «Мемфисская красотка» была B-17F). Очень подробно и детально показан интерьер бомбардировщика, много крупных планов, настоящие полеты – кроме батальных сцен, где снимались модели и использовалась комбинированная графика.
Крайне рекомендую также посмотреть документально-пропагандистский фильм «The Memphis Belle: A story of a Flying Fortress» 1944 года, на основе которого и снята художественная картина. Причем – большинство кадров в документалке снято реальным экипажем этого самолета, в реальных вылетах и на аэродроме. В получасовом фильме мы видим настоящие B-17, настоящие «Мессершмитты», настоящие воздушные бои и настоящие повреждения «Летающих Крепостей». Показан настоящий последний вылет «Красавицы» (в котором, в отличии от фильма, все члены экипажа добрались до базы живыми и невредимыми), награждение членов экипажа и даже встреча с Королевой Англии!
Красные хвосты / Red Tails (2012)

Красные хвосты / Red Tails (2012)
Авиатехника: P-40E Kittyhawk, P-51D Mustang, B-17G Flying Fortress, C-47 Skytrain, Bf.109G-6, Me-262
История о 332-й летной группе из Таскиги – первом истребительном подразделении ВВС США, состоящем из чернокожих пилотов. Римейк фильма «Пилоты из Таскиги» 1995 года. Причем, объективно картина слабее оригинала.
Все воздушные съемки – компьютерная графика. Реальные машины снимались только на земле (и то, в половине случаев – полноразмерные макеты). Воздушные бои зрелищные, но абсолютно не реалистичные. Самолеты ведут себя как космические истребители из «Звездных войн». Bf.109 разворачиваются в воздухе буквально на месте, залп четырех 30-мм пушек Me-262 не разрывает самолет в клочья, а лишь оставляет пробоины в обшивке. Группа «Киттихоуков» штурмовкой уничтожает 63 стоящих на аэродроме немецких истребителя – ну и далее в таком духе. В общем, реализмом здесь и не пахнет.
Разок посмотреть можно, но большой ценности фильм не имеет – ни художественной, ни исторической. А из-за нарисованных самолетов – и для моделистов ничего особо полезного.
А вот что действительно интересно – так это находящаяся на диске с фильмом бонусная часовая документалка про то, как в действительности происходила служба чернокожих авиаторов в ВВС США (и про сегрегацию негров в принципе). Вот ее я всячески рекомендую посмотреть. В первую очередь, радует обилие реальных документальных кадров того времени, в том числе – съемки реальных воздушных боев. Ну и сама история интересна и драматична.
Небесный охотник / Kong Tian Lie (2017)

Небесный охотник / Kong Tian Lie (2017)
Авиатехника: Chengdu J-10, Chenyang J-11, Chengdu J-20, Harbin Z-9, Changhe Z-8, Mirage 2000C
Китайцы, в последние годы, научились снимать очень неплохое пропагандистско-патриотическое военное кино. Достаточно вспомнить «Операцию Меконг», «Операцию в Красном Море». Вот и «Небесный охотник» тоже из их числа.
Заявязка сюжета, кстати, тоже похожа на «Операцию в Красном Море» – в соседнем с Китаем государстве произошел захват террористами заложников, среди которых есть китайские граждане. Но если «Операция…» – это два с лишним часа безостановочной войны, перестрелок и оторванных конечностей, то здесь есть какой-то намек на романтическую линию, раскрытие персонажей и прочих атрибутов «обычного» популярного кино. Но именно что намеки. Все-таки, основное зачем снят этот фильм – показать крутость китайских ВВС.
По самолетам – посмотреть есть тут есть на что. Достаточно подробно показан и «Стремительный Дракон» J-10, и китайская копия Су-27 – истребитель J-11 – и даже новейший перспективный истребитель пятого поколения J-20. Правда, почти все «воздушные съемки» в фильме – это компьютерная графика. При этом, реализм происходящего без колебаний принесен в жертву зрелищности. Финальная схватка вообще больше похожа на сражения X-Wing и TIE-Fighter из «Звездных войн», нежели на реальный ближний воздушный бой. Но, тем не менее, смотреть можно – то есть, это не самый худший представитель жанра. Да и в каком еще кино можно поразглядывать китайские самолеты?
Небо измеряется милями (2019)

Небо измеряется милями (2019)
Авиатехника: Ми-1, Ми-4, Ми-8, Ми-12, А-7
Свеженький фильм-биография выдающегося российского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля. Создан по заказу и при финансовой поддержке корпорации «Ростех» и холдинга «Вертолеты России» – и по сути, является некоей данью уважения одному из основоположников вертолетостроения России. И с этой точки зрения, появление такого кино, на общем фоне всего того, что обычно у нас снимают очень радует.
К сожалению, сам фильм получился довольно слабеньким. Рваное сюжетное повествование показывает отдельные эпизоды из жизни Миля, не утруждая себя какими-либо смысловыми или композиционными переходами между ними. Такое впечатление, что сняли сначала многосерийный сериал часов на восемь, а потом порезали его в полуторачасовое месиво. Каждый кусок смотрится каким-то отдельным незавершенным и, зачастую, ненужным скетчем. Реальные исторические факты более-менее соблюдены, но обращаются с ними все равно по-киношному вольно. Технические ляпы тоже присутствуют. Ну а главное – весь фильм оставляет стойкое ощущение местечкового бюджетного кино, которое обычно показывают на каких-нибудь второстепенных телеканалах.
С точки зрения любителей авиации тоже ничего сверхординарного ожидать не стоит – большинство съемок вертолетов является компьютерной графикой, каких-то суперэффектных сцен нет, равно как и крупных планов с деталировкой. Короче, посмотреть можно, но в число достойных фильмов про авиацию эта картина совершенно точно не входит.
Небо над головой / Le ciel sur la tête (1965)

Небо над головой / Le ciel sur la tête (1965)
Авиатехника: Breguet Br 1050 Alizé, Aérospatiale SA 316B Alouette III, Dassault Etendard IVM
В разгаре Холодной Войны, на находящийся на боевом дежурстве атомный авианосец «Клемансо» приходит сигнал тревоги – замечен неопознанный объект, двигающийся с невообразимой скоростью, меняющий высоту и курс совершенно непредсказуемо. Что это – новое сверхсекретное оружие русских? Или нечто внеземное?
По современным меркам фильм очень тягуч и неспешен, даже большей частью скучен. Но вот любителям авиации его смотреть будет, думаю, интересно. Во-первых, здесь достаточно подробно показаны самолеты, служившие на «Клемансо» в то время – Dassault Etendard и противолодочный Breguet 1050 Alizé. Причем, последний где-то в другом кино увидеть практически невозможно – их и выпустили всего-то 89 экземпляров. А тут прям подробно показаны и стойки шасси, и кокпит, и общие виды с разных ракурсов. А во-вторых и в главных – в фильме показаны куча подробностей по работе атомного авианосца шестидесятых. В деталях представлены процедуры взлета с катапультой и посадки с аэрофинишером. Например, я не знал, что башмак катапульты на французском авианосце улетал в море после каждого катапультирования. Или – где еще вы увидите процедуру антирадиационного душа, которым авианосец «моет» сам себя? А здесь это показано детально, «вкусно» и с разных ракурсов!
Именно поэтому всем любителям авиации и флота этот фильм рекомендую к просмотру.
Поэма о крыльях (1979)

Поэма о крыльях (1979)
Авиатехника: «Илья Муромец», АНТ-1, АНТ-4, АНТ-25, Ту-2, Ту-144
Советский фильм о судьбе первых российских авиаконструкторов: Андрея Туполева и Игоря Сикорского. Фильм был снят в конце семидесятых – поэтому имеет ярко выраженную идеологическую окраску и к реальным событиям относится без особого пиетета. Сикорский в кино показан малодушным и трусливым пройдохой, а Жуковский и Туполев – истинными патриотами, не жалеющими себя ради великой цели. Постоянно транслируется мысль – русским (Сикорскому, Рахманинову и др.) «там» плохо, они постоянно жалеют о том, что уехали из России.
Есть и отображение реальных фактов – например, продажа Сикорским своего первого самолета S-29 команде Говарда Хьюза для съемок в его эпохальном фильме «Ангелы Ада». Или катастрофа «Максима Горького», рекорд Чкалова, гибель Петлякова. Еще из интересного – есть реальные съемки с авиасалона Ле-Бурже конца семидесятых. Можно увидеть Sea Harrier FRS1, SEPECAT Jaguar, Westland Lynx, а также советский павильон с орбитальной станцией «Салют» и космическими аппаратами «Союз». Ну и еще – кабина Ту-144.
Посмотреть можно – хотя бы ради энциклопедического интереса – но принимать все за чистую монету не стоит.
Рыцари неба / Les chevaliers du ciel (2005)

Рыцари неба / Les chevaliers du ciel (2005)
Авиатехника: Mirage 2000C, Mirage 2000D, Alpha Jet
Французский фильм про бравых пилотов-истребителей, снятый по сюжетам комиксов. Заговоры, террористическая угроза, мужская дружба и красивые женщины. С сюжетной точки зрения фильм не хватает звезд с неба. Игрой актеров или каким-то глубоким смыслом кино также похвастаться не может. Но зато воздушные съемки здесь потрясающие! Пролеты «Миражей» над Альпами, над морем, над Парижем; высший пилотаж в облаках, игра в прятки под брюхом аэробуса – зрелище просто завораживает. Очень красивые ракурсы, классный монтаж, динамика, великолепно подобранная музыка. И, что хорошо, таких моментов в фильме очень много. И ради них его стоит посмотреть. Плюс – самолеты сняты с любовью, в деталях показаны достаточно много интересных мест на «Миражах». Если вы моделист и делаете копию Mirage 2000C – тем более обязательно посмотрите!
В общем, рекомендую. Красивое кино с красивыми самолетами.
Сделано в Америке / American Made (2017)

Сделано в Америке / American Made (2017)
Авиатехника: Piper Smith Aerostar 600, Beechcraft King Air, Fairchild C-123 Provider
Большинство фильмов в этой подборке – либо про военных летчиков, либо про гражданских. Этот же – биографическая история американского воздушного наркокурьера – беспринципного авантюриста, работавшего аж на три стороны: на ЦРУ, колумбийских наркобаронов и повстанцев в Никарагуа.
Несмотря на то, что по сюжету кино ближе к криминальной трагикомедии, любителям самолетиков тут есть на что посмотреть. Очень классно сделаны воздушные съемки – компьютерной графики тут самый минимум. Здоровские пролеты над живописными пейзажами Центральной Америки, съемки из кабины пилотов, показана работа летчиков при выполнении тех или иных операций. Пожалуй, это первый фильм на моей памяти, где подробно показаны действия пилотов в случае выхода из строя одного мотора на двухдвигательном самолете – вплоть до триммирования для компенсации вращающего момента.
Что же касается разнообразия воздушной техники, то тут не все так радужно. Если не брать в расчет самолеты и вертолеты, попадавшие в кадр на секунду-другую, то лицезреть мы будем в основном на двухмоторный среднеплан Piper Smith Aerostar 600, да иногда на большой транспортный C-123 «Провайдер». Но, повторюсь, съемки красивые, снято с профессионализмом и любовью к технике, да и сама история интересная. Хотя, как пишут в интернете, реальный ее герой был далеко не таким импонирующим, каким его сыграл Круз.
Черная акула (1993)

Черная акула (1993)
Авиатехника: Ка-50, Ми-8, Ми-24
Достаточно уникальный в своем роде фильм – пост-советский агитационный боевик, снятый по заказу ОКБ Камова в качестве рекламы новейшего тогда вертолета Ка-50. Как художественный фильм, он не выдерживает никакой критики. Сюжет для галочки, все персонажи поголовно – полные дебилы, спецэффекты и батальные сцены выглядят просто жалко. Воспринимать это творение можно лишь как полуторачасовой рекламный ролик. И, как показало время, ролик неудачный. Пытались сделать свой «Голубой Гром», а получилось – типичное кино начала девяностых. Не настолько отвратительно, как вышедшие двенадцать лет спустя «Зеркальные Войны» – но где-то рядом.
Касательно самой «Черной Акулы» – ей уделено центральное место в фильме. Воздушных съемок очень много, хотя эффектными их назвать язык не повернется. Монтаж странный – то рваные короткие кадры, то долгие, но абсолютно невыразительные планы. Деталировка вертолета вроде показана, но на черной машине, да в VHS-качестве фиг что различишь.
Короче, сейчас это кинцо можно посмотреть лишь в качестве некоего исторического артефакта, не больше.
Эскадрилья «Москито» / Mosquito Squadron (1969)

Эскадрилья «Москито» / Mosquito Squadron (1969)
Авиатехника: De Havilland Mosquito, SNCAN Nord 1002 Pingouin II, Avro Anson
Военная драма на тему английских пилотов бомбардировщиков Второй Мировой и их борьбы с реактивными снарядами ФАУ. Секретные операции, топ-мачтовое бомбометание, спасение военнопленных. История достаточно банальная и полная клише. Половина сюжетных ходов напрямую украдена из вышедшего пятью годами ранее фильма «Эскадрилья 633» (оттуда же стянули и воздушные съемки), основную идею взяли из «Разрушителей Дамб» – реальной боевой операции, когда тяжелые бомбардировщики Avro Lancaster сбрасывали бомбы, отскакивающие от поверхности воды.
Воздушных съемок довольно много, хотя во многих эпизодах сняты масштабные модели, а не реальные «Москито» – и это видно.
Кстати, по поводу «Москито» – в фильме никак не обозначены преимущества этих двухмоторных бомбардировщиков (их высокая скорость, дающая самолету возможность удрать от любой истребительной атаки) – наоборот: сбивают их как мух.
В роли воздушных противников выступают французские послевоенные «Пингвины» – это, по сути, легкий спортивный Bf.108, но только с другим двигателем. Самих воздушных боев очень мало, сняты они достаточно топорно – видно, что это лишь модели на проволоке, не более.
Для моделистов особо тоже нечего смотреть – «Москито» показаны только общими планами, деталировки практически нет. Разве что, появившиеся в последние пять минут картины Avro Anson интересны – они хорошо сняты в статике, да и сами по себе достаточно редко появляются в кино.
Резюмируя, можно сказать смело: фильм из разряда «посмотрел-забыл». Какой-то значимой ценности в нем нет.