Эти фотографии лежали у меня в архиве без малого шесть лет. Сделал я их 11 мая 2014 года, а опубликовал вот только сейчас. Но что самое странное – за это время они ничуть не устарели! Бронеавтомобили «Колун» и «Торос» не стали серийными. Мы не видим их ни на парадах, ни в армейских частях. Впрочем, не буду забегать вперед – про судьбу этих машин мы еще поговорим. Сначала я хочу, опубликовав очередной кусочек своих архивов, рассказать про презентацию перспективных бронеавтомобилей «Колун» и «Торос», проходившую в Москве в теплые майские деньки 2014го.
В этом событии интересны не только сами машины, но и обстоятельства их презентации. Во-первых, показаны они были в рамках конкурса «Боевой транспортный автомобиль XXI века», который проводил портал cardesign.ru Причем, принять участие в конкурсе мог любой желающий. Для этого нужно было разработать внешний вид многоцелевого военного автомобиля будущего. Естественно, сами новые бронемашины к конкурсу не имели прямого отношения – но их первую публичную демонстрацию организаторы решили совместить с выбором победителя конкурса.
Кроме того, интересным был и выбор места презентации. Показ проходил с 6 по 11 мая во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. В результате получилось очень странное соседство исторических рукодельных экспонатов и новейших боевых машин.
Впрочем, обо всем по порядку – для начала предлагаю немного поговорить о самом дизайнерском конкурсе.
Конкурс «Боевой транспортный автомобиль XXI века»
Конкурс «Боевой транспортный автомобиль XXI века» был организован консорциумом «Интралл» и профессиональным сайтом о транспортном дизайне CarDesign.ru на площадке сайта CarDesign.ru. Участникам конкурса предлагалось разработать внешний вид бронированного колесного внедорожника армейского назначения недалекого будущего, способного вплавь преодолевать водные преграды. Для подачи работ участникам был отведен месяц – с 25 марта по 25 апреля.
Консорциум Intrall (сокращение от International Truck Alliance) был основан в 2003 году для приобретения зарубежных интеллектуальных активов, связанных с конструированием и производством коммерческих автомобилей. В Консорциуме принимают участие российские и зарубежные компании, осуществляющие конструкторскую, проектную, инжиниринговую и инвестиционную деятельность. Первыми полностью оригинальными военными разработками как раз и стали герои сегодняшнего рассказа – бронеавтомобили «Колун и Торос».

Меж тем, на конкурс было представлено около шестидесяти работ. Я слишком долго останавливаться на нем не буду, покажу лишь призовую тройку.
Первое место – работа Александра Габышева из Якутии. Его проект броневика похож на что-то между луноходом, иномаркой и батискафом, причем колеса этой машины будущего могут использоваться в качестве гребных винтов. Руководитель консорциума ИНТРАЛЛ Анатолий Лейрих отметил свежесть идеи колес и, что, по его мнению, победитель конкурса “Боевой транспортный автомобиль XXI века” заглянул далеко вперед и его проект еще требует некоторого осмысления.
Второе место заняла работа Ержана Рыскалиева (Казахстан). Проект Ержана «покорил специалистов ИНТРАЛЛа концептуальностью образа и высоким качеством подачи.» Ну не знаю, насчет подачи я бы точно поспорил.

И, наконец, третье место – проект Андрея Мельника (Украина).

Покажу мельком еще несколько работ. Полностью все работы конкурсантов, с подробными пояснениями по каждой, вы можете найти на сайте cardesign.ru (сайт в последнее время работает не слишком стабильно, но надеюсь вам повезет найти его в исправном состоянии).
Я присутствовал на самой церемонии подведения итогов и награждения, но, честно говоря, рассказывать там особо и не о чем. Выступили представители концерна «Интралл», редакторы сайта cardesign.ru, кто-то из чиновников. Поговорили, подвели итоги, похлопали победителям – и разошлись на фуршет.

Поэтому предлагаю сразу посмотреть детальным взглядом на новейшие перспективные бронеавтомобили.
Бронеавтомобиль «Колун»
Итак, возвращаемся на открытую смотровую площадку перед музеем декоративно-прикладного и народного искусства, чтобы рассмотреть как следует машины. Начнем, пожалуй, с более крупного бронеавтомобиля – «Колун».

«Интралл» представили машину в двух вариантах – базового двухосного тягача-платформы и крытого трехосного бронеавтомобиля. Обе модификации полноприводные (при этом передняя ось подключаемая), и построены на шасси заслуженного армейского ЗиЛ-131. Основное назначение – транспортировка грузов и личного состава. Максимальная скорость по дорогам с твердым покрытием 110 км/ч при запасе хода 750 км.

Броневик «Колун» может оснащаться одним из двух типов бронекорпуса. Первый из них предлагается выполнять в виде двух отдельных блоков: в одном размещаются двигатель и кабина водителя, во втором – десант или груз. Второй вариант подразумевает использование единого бронекорпуса. Вне зависимости от архитектуры корпуса бронеавтомобиль «Колун» способен перевозить до 16 человек с вооружением. Два посадочных места находятся рядом с водителем, остальные – в объемном десантном отделении. Для посадки в машину предусмотрены две двери в бортах водительской кабины и крупная дверь в корме корпуса.

Напоследок, хочу просто выложить оставшиеся фотографии без дополнительных комментариев.
Бронеавтомобиль «Торос»
Перейдем ко второй машине, вернее – ко второму семейству. Вот тут можно более подробно остановиться.
Полноприводные автомобили «Торос» сконструированы для использования в качестве машин мотопехоты, сил спецназначения, командно-штабных автомобилей и других целей. В качестве основного заказчика предполагается как Министерство обороны РФ, так и внутренние войска, ФСБ и даже МЧС. Впрочем, как я понимаю, не исключаются и зарубежные заказчики – в первую очередь страны Ближнего Востока.
На презентации были представлены три «Тороса» – в базовом крытом варианте, открытой командирской машины, а также – санитарной.

Как я уже упоминал ранее, особенностью машин является их конструкция, выполненная на базе узлов и компонентов «гражданской» техники. Особенностью конструкции является то, что кузов представляет из себя несущий монокок – т.е. машина безрамная. В зависимости от требований заказчика, автомобили могут изготавливаться в легкобронированном или специально бронированном исполнении. В последнем варианте бронекорпус обеспечивает класс защиты Бр4 (защита от стрелкового оружия калибра 5,45 и 7,62 мм).

Броневик оснащен дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 136 л.с., отвечающим требованиям стандарта Евро-4. С таким двигателем, бронеавтомобиль способен развивать на шоссе скорость до 85 км/ч. Насколько я знаю, ходовая часть конкретно этих прототипов изготовлена на агрегатах БТР-60.

Несмотря на компактные размеры (длина чуть более 5 метров), «Торос» способен перевозить 10 человек, включая водителя.
На снимках – открытый, «командирский» вариант.

А вот другая модификация: с закрытым бронированным кузовом. Этот вариант вполне может плавать – безрамный герметичный монокок позволяет. Водометных или иных движителей не предусмотрено – в воде аппарат перемещается вращением колес.

В варианте автомобиля для внутренних войск и полиции возможна установка мигалок и решеток на окна, а для армейских машин – креплений пулеметов.

А вот вариант санитарного автомобиля. Санитарный «Торос» имеет три места для водителя и медперсонала, и может принять от четырех до шести раненых. Существует вариант размещения в бронеавтомобиле походной операционной.



Место водителя на «Торосе» – настолько же спартанское, как и на «Колуне». Впрочем, как говорят конструкторы, все представленные машины – это упрощенные прототипы. Само собой, под конкретного заказчика, можно установить в кабину какое угодно оборудование.



Поскольку броневики «Торос» и «Колун» разрабатывались параллельно, их предлагается оснащать одинаковой бронезащитой. Заявленный уровень защиты бронированного грузовика «Колун» соответствует уровню защиты «Тороса». Машина может быть защищена от 7,62-мм бронебойных винтовочных пуль и осколков 155-мм снарядов на дистанции 80 м. Кроме того, заявлена противоминная защита от боеприпасов с зарядом до 6 кг тротила.
Пожалуй, на этом фотообход представленных машин можно закончить.
Дальнейшая судьба бронеавтомобилей «Колун» и «Торос»
Вскоре после этой презентации, бронеавтомобили «Колун» и «Торос» полностью исчезли из информационного поля. До сих пор, даже сейчас, спустя шесть лет (на момент публикации этой статьи, февраль 2020 года) о них не слышно ничего! Если вы наберете в поисковике запрос по этим машинам – вы увидите в выдаче статьи 2014 года о том самом событии, что я вам только что показал. И ничего более свежего. Создается впечатление, что обе машины умерли, не успев родиться. Но это не так.
Если зайти на сайт компании-разработчика «Интралл», то можно уже на главной странице лицезреть свежие фотки купающихся в грязи и проходящих испытания бронеавтомобилей. Судя по всему, работа над машинами идет своим чередом. Автомобили участвуют в военных выставках и армейских форумах, проходят испытания – но уже без освещения в прессе.
Предлагаю посмотреть несколько фотографий этих бронеавтомобилей с учений и выставок. Все фото взяты мной с сайта компании «Интралл».
Похоже, что, несмотря на все усилия, автомобили «Торос» и «Колун» так до сих пор и не смогли найти своего заказчика (отечественного или зарубежного), оставаясь в статусе опытных машин. Что ж, остается только пожелать, чтобы это случилось и бронеавтомобили пошли в серию. Благо, машины довольно интересные. Время покажет…
P.S.: два «Форда»
В качестве небольшого бонуса, хочу показать вам два обычных, гражданских автомобиля. Один из них был привезен на площадку намеренно, а второй – просто случайно оказался рядом. Но оба они несут знак Ford, хотя разделяет их более ста лет развития автомобилестроения!
Первый – знаменитейший Ford Model T, он же «Жестянка Лиззи». Первый в мире автомобиль, который выпускался при помощи конвейерной сборки. Как результат, первый в мире автомобиль, выпущенный тиражом более 15 миллионов экземпляров. Самый значимый автомобиль двадцатого столетия. Ну и еще немало эпитетов можно вспомнить.
Честно говоря, не знаю с какой целью организаторы поставили здесь этого «дедушку». Возможно, они хотели продемонстрировать путь технического прогресса: от «Жестянки Лиззи» до «Колуна» и «Тороса» за 100 лет. Если так, то сравнение довольно странное. Также ничего не знаю об этом конкретном автомобиле. Понятно, что это скорее всего реплика – вряд ли бы столетнюю реликвию так просто выставили на открытое неохраняемое пространство. Но вот что это за реплика, кем и для чего сделана, какова ее история – я не знаю. Может быть вы в курсе? Напишите, пожалуйста, в комментариях об этом!
Второй автомобиль гораздо более ординарный – но все равно в наших краях редкий. Это кроссовер Ford Flex.

Это был, на тот момент, достаточно свежий и необычный автомобиль от концерна Ford, совмещавший в себе дизайн и функциональность одновременно и внедорожника, и минивэна. Продажи машины начались в 2008 году, при этом производилась она в Канаде, продавалась только в Северной Америке и на Ближнем Востоке. Ни в Европе ни, тем более, у нас «Флексов» не было.

Машина кажется очень большой – и это на самом деле так. Ford Flex имеет длину целых 5130 миллиметров, берет на борт семь человек и приводится в движение мотором EcoBoost объемом 3.5 литра и мощностью в 355 лошадиных сил. Классический американский автомобиль – большой, мощный и угловатый.
Ford Flex до сих пор производится и продается в США, хотя остается достаточно нишевым автомобилем. В среднем продажи составляют порядка 20 000 единиц в год. При этом, в России «Флексов» крайне мало, и за пределами Москвы я не видел больше ни одного.

Пожалуй, на этом и закончим. Спасибо что дочитали до конца, ставьте лайки, подписывайтесь на канал ну и все такое, что вы слышите по сорок раз на дню. Увидимся в следующем выпуске!
comments powered by HyperComments