15 февраля 2014 года в Самаре, в 25-ую годовщину вывода советских войск из Афганистана, на площади Памяти Героев локальных войн установили настоящую боевую машину, которой в этих локальных войнах довелось повоевать. Речь идет о Боевой Машине Десанта – БМД-1. Это уникальный в своем роде боевой комплекс, первая в истории боевая машина, десантируемая с транспортных самолетов вместе с экипажем. БМД-1 и ее дальнейшие модификации составляют основу воздушно-десантных войск Российской Федерации (а в прошлом – Советского Союза) вот уже более тридцати лет.
Вопрос о создании подобной боевой машины встал еще в середине пятидесятых годов. При парашютной высадке бойцы ВДВ были лишены какой-либо огневой поддержки и максимум на что они могли рассчитывать – это ручные гранатометы РПГ-7. Принятая в начале шестидесятых годов боевая машина пехоты (БМП-1) проблему не решила – ни одна парашютная система не могла обеспечить спуск бронемашины массой в 13 тонн. Кроме того, из-за ограничения по взлетной массе, основной военно-транспортный самолет того времени – Ан-12 – мог перевозить лишь одну БМП, хотя в грузовом отсеке могли поместиться две. Десантникам необходима была своя бронемашина – обладающая такой же мощностью, подвижностью и проходимостью, но при этом вдвое легче и способная десантироваться с борта Ан-12.
Проект получил наименование «объект 915» и разрабатывался на Волгоградском Транспортном Заводе (ВТЗ), где к тому времени как раз прекратили выпуск плавающих танков ПТ-76. Корпус машины решено было сделать из алюминиевого сплава, в качестве силовой установки использовали шестицилиндровый дизель 5Д-20 мощностью 240 л.с. Подобный по конструкции, хотя и чуть более мощный мотор устанавливался на БМП-1. Подвеску выполнили на пневморессорах – машина умела «приседать» и «подниматься» при необходимости. Клиренс менялся от 100 до 450 мм! Вооружили машину серьезно – вооружение включало 73-мм орудие 2А28 (опять же, как на БМП-1), 3 танковых пулемета Калашникова ПКТ калибром 7.62мм и установку управляемых противотанковых ракет «Малютка».
Испытания будущей БМД-1 начались в 1967 году и прошли очень успешно. Машина показала исключительно высокую проходимость, отличную способность преодолевать водные преграды, серьезную огневую мощь и точность стрельбы. При этом, масса БМД составляла 7.5 тонн – это давало возможность десантировать машину с помощью многокупольной парашютной системы П-7.
Завершив успешно Государственные Испытания, в 1969 году «объект 915» пошел в серию под обозначением «БМД-1». Первые десять лет своей жизни, машины участвовали только в учениях. Однако, в начале восьмидесятых, БМД-1 приняли участие в Афганской войне. За несколько лет применения накопился богатый опыт, выявились недостатки машины – все это привело к созданию боевой машины десанта следующего поколения – БМД-2. Но это уже другая история, я же хочу вам показать именно «единичку».
Стоящая в Самаре БМД-1 пока еще в очень хорошем состоянии, доступна со всех сторон, а потому – я сделал подробный фоторепортаж по этой машине и хочу вам его показать.
Сама Площадь Памяти выглядит вот так – памятник бойцам в центре, стелла чуть позади и мемориальные таблички по бокам.
На мраморных табличках выбиты имена всех погибших самарцев во всех последних локальных конфликтах – от Афганистана до Осетии.
БМД стоит с левого края площади, к ней сделана отдельная дорожка.
Зачем-то на машине подняли волноотражающий щиток – возможно, посчитали что так она будет эффектней выглядеть. Ну не знаю, на мой взгляд не нужно было этого делать.
Бортовой номер, эмблемы ВДВ и гвардейский значок на машину нанесены не краской, а какими-то толстыми виниловыми наклейками. Смотрится отвратительно.
Народ начал эти наклейки потихоньку сдирать – с левой стороны башни уже почти полностью содрали
Сама машина установлена на металлической раме и как бы «висит» в воздухе. Учитывая, что БМД-1 имеет пневматическую подвеску – это логично. Никто не будет поддерживать постоянное давление в системе у памятника, а присевшая БМД совсем не так эффектна.
Заслонки водометных движетелей. При форсировании водной преграды они откидываются вниз на шарнире – и с помощью водометов машина преодолевает брод со скоростью до 10 км/ч.
Кормовой отсек – внутри него размещается двигатель.
Крышки закрывающие отверстия выброса воды.
Дурацкая наклейка ВДВ. Не было таких обозначений на этом месте.
Ходовая часть машины – задняя звездочка и катки. На машинах первых серий катки были цельнолитыми, позже их стали штамповать из алюминиевого сплава. Здесь стоят литые.
Сварной шов на борту – место соединения кормового и бортового алюминиевого бронелистов
К этому кронштейну крепится парашютная система
Сварной шов на башне
Переднее колесо. Как и опорные катки – литое, обрезиненное
Шанцевый инструмент – куда без него!
Еще одна точка крепления парашютной системы. На ПРС (парашютно-реактивная система «Реактавр») на них крепятся щупы срабатывания тормозных двигателей.
Грибок фильтро-вентиляционной установки, которая защищает экипаж в случае работы в зонах применения ядерного оружия
Перископы систем наблюдения на монументе намертво замурованы монтажной пеной и пластиковой пленкой
А вот фары целые (пока). Только защитного кронштейна над ними нет почему-то
Буксировочный крюк рядом с лопатой. На другом борту, понятно, точно такой же
Маска орудия. Виден также спаренный с ним пулемет ПКТ
Курсовой пулемет – на месте командира. Он сидит по левому борту. По правому борту располагается стрелок – с его стороны также расположен курсовой пулемет, но стрелять он может из обоих.
Носовая часть машины имеет клиновидную форму – для лучшего преодоления водных преград. Водоотражательный щиток поднимается при движении вплавь для того, чтобы нос машины не зарывался в волнах.
Механизм подъема этого щитка.
Люк механика-водителя и приборы наблюдения
Приборы наблюдения стрелка
«главный калибр» – семидесятитрехмиллиметровое орудие. На БМД-2 его заменили на 30-миллиметровую пушку 2А42 – орудие показало себя малоэффективным. Выстрелы из него обладали слабым фугасным эффектом, а угол подъема был явно недостаточным. Это ярко показал Афган – зачастую, двигаясь в ущельях, БМД-1 просто не мог вести огонь по расположенным выше позициям моджахедов.
Впрочем, был как минимум один случай, когда эта не слишком эффективное, но мощное орудие спасло жизнь бойцам – во время первой чеченской войны экипаж БМД-1 уничтожил из этого орудия вражеский танк!
Прибор радиационной химической разведки. Все-таки, машина создавалась в такое время, когда наиболее вероятным типом поля боя считался полномасштабный ядерный конфликт
Башня и содранная гвардейская наклейка
Люк для десанта. БМД-1 способна перевозить четырех бойцов с полным обмундированием.
Антенна бортовой радиостанции
«Труба» пусковой установки противотанковых ракет. Это, конечно, уже не «Малютка» – в середине семидесятых устаревшее вооружение сменили на комплекс управляемых ракет 9М113 «Конкурс»
Вот такой довольно детальный фотоотчет у меня получился. Напишите в комментариях – понравилось ли вам?
comments powered by HyperComments