Летом 2012 года, я, в составе группы самарских блоггеров, посетил самарское трамвайное управление и депо – Трамвайный парк в Самаре, старейшее в городе, работающее с 1915 года, вместе с пуском первого трамвая в городе.
Сразу скажу, что я не ценитель архитектуры и истории, а техноманьяк со стажем в жизнь, поэтому меня интересовали прежде всего главные обитатели этого места – трамваи. О них и рассказ.
Трамвайный парк в Самаре: история
Как я уже сказал, депо было открыто в 1915 году – и вот так оно выглядело в день торжественной выкатки первого трамвая:
До революции трамвайное депо было частным предприятием, потом же его ждала участь всех фабрик/заводов/газет/пароходов в Советской России – национализация.
Итак, начнем.
На входе в ТТУ посетителей встречает любопытная парочка – два старинных вагона, №12 и 112.
Вагон №12 – это трамвай серии МС-1, выпускавшийся на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге с 1927 года. Вагон же №112 представляет собой точную копию т.н. "дачного вагона", сконструированного в Самаре в 1925 году для многочисленных городских дачников – высокая крыша и отсутствие стекол делали его удобным для перевозки рассады.
Хотя все эту связку двух вагонов упорно называют "первый самарский трамвай", но это, похоже, не так. Вот как выглядел первый самарский трамвай – несмотря на качество фотографии, можно разглядеть существенные различия между ним и связкой вагонов-памятников.
Парк техники травмайно-троллейбусного управления в Самаре
Оторвемся от старины и перенесемся обратно в наше время. Сейчас Трамвайный парк в Самаре составляет 139 вагонов, но при этом присутствует лишь два типа городских трамваев – чешские "Татры" T3 и новый российский трамвай типа 71-623. Причем, последний – в единственном экземпляре, проходит испытания
С него и начнем.
Мы обнаружили его мирно спящим в депо:
Разработан и производится этот трамвай в Усть-Катаве, на вагоностроительном заводе имени Кирова. В серийном производстве с 2009 года, в настоящее время пущен в эксплуатацию в десятке городов России. Больше всего их в Перми – 46 единиц. У нас он, как я говорил, в единственном экземпляре, пока. Как видно по фотографии, у нас катается трамвай 71-623-00, в котором имеется кондицинер, но первая и четвертая двери одинарные, узкие. Из-за этой конструктивной особенности, между прочим, от трамвая отказались Москва и Санкт-Петербург: Усть-Катавскому заводу совсем не хотелось терять настолько большой рынок, так что они сделали модификацию 71-623-01, в которой передние и задние двери были увеличены. Но это не помогло – по одному такому вагону проходили испытания в обоих столицах, а потом были направлены в Пермь. На сегодняшний день ни одного трамвая типа 71-623 нет ни в Москве, ни в Питере. Ну а у нас он всего один.
Остальные же 138 вагонов в городском ТТУ – это старые добрые чешские "Татры" Т3, а точнее – T3SU, где последние две буквы, как вы уже наверное догадались, обозначают "Soviet Union".
Эти трамваи производились в Праге с 1961 по 1989 годы. Были они как со средней дверью, так и без нее – сначала Советский Союз закупал лишь трамваи с двумя дверьми, для того, чтобы безбилетники не могли сбежать от кондукторов, но позже, когда в общественном транспорте начали ставить ручные компостеры, в стране появились и трамваи со средней дверью. Сегодня на улицах города достаточно и тех, и других.
Все имеющиеся в депо трамваи были закуплены еще в советское время и потому – изрядно изношены, хотя и регулярно проходят все плановые ТО и внеплановые ремонты
Внеплановым ремонтам немало способствуют и отдельные горожане – как те, кто передвигается внутри трамваев, так и те, кто мчится снаружи. Вот этот трамвайчик, например, попал в ДТП
Некоторые вагоны, в результате, уже не подлежат восстановлению
А вот так трамваи моют – конструкция, очень похожая на портальную автомойку очищает вагоны от городской грязи и пыли. Влажную мойку кузова трамваи проходят каждый вечер, полную "генеральную уборку" – раз в месяц
Инженерные машины в трамвайном парке
Кроме трамваев, в ТТУ есть еще и вспомогательные механизмы. Например, такие как эта снегоуборочная машина. Она, кстати, старейшая в депо – аж 1935 года!
Или вот – совершенно инфернального вида ледокол
Что тут говорить – на лопасти посмотрите!
Ну, и еще одна машина, тоже для чистки путей, но уже в летнее время
Обратите внимание – сами щетки сделаны из отслуживших автомобильных покрышек!
Трамвайный парк в Самаре. Ремонтный цех
Кроме депо, мы еще побывали в ремонтном цехе, где трамваи подвергают, зачастую полной разборке и капитальнейшему ремонту
Тележка "Татры"
А вот и сама "Татра" – раздетая до металла.
Скелет трамвая
Эта штука в центре – подвижный стол, который развозит ремонтируемые трамваи по своим "ямам". Это позволяет сделать лишь одни ворота в цех, а не ставить их напротив каждого ремонтного места.
Назад в будущее
Музей истории трамвайно-троллейбусного управления Самары
В ТТУ есть также, хоть и маленький, но довольно любопытный музей. Но о нем как-нибудь в другой раз
А на этом все, хотелось бы выразить благодарность администрации ТТУ за интересную экскурсию, ну и блоггерам, которые составили компанию) Спасибо всем))