Представляю вашему вниманию третью часть ретро-фотоотчета о посещении мной Московского Аэрокосмического Салона МАКС-2005. Напомню, в первой части я рассказал о зарубежных гостях аэрошоу, а во второй подробно показал винтокрылые машины на выставке. Сегодняшний рассказ будет всецело посвящен боевым самолетам России.
Начнем с легких самолетов и постепенно перейдем к левиафанам.
Учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет Як-130 конструкции ОКБ Яковлева. Создан «яковлевцами» совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов L-39.
Партнерство до конца не довели, договор на завершающей стадии был расторгнут. В результате, у нас и у итальянцев есть два практически одинаковых внешне самолета (Як-130 и Aermacchi M-346). Планер у обоих практически идентичен, а вот оборудование, материалы, двигатели существенно отличаются.
На момент проведения выставки было построено всего два опытных экземпляра (для проведения конкурса), оба они представлены на шоу. На данный момент самолет производится серийно, выпущено уже около сотни единиц.
А вот и его главный конкурент – МиГ-АТ. К сожалению, машина ушла в анналы истории. Проиграв Як-130, МиГ-АТ некоторое время предлагался на экспорт, однако к 2010 году, не найдя ни одного клиента, заинтересованного в доводке машины, все работы прекратили.
Переходим к полноценным истребителям. РСК МиГ на МАКС привезли аж три разных модификации МиГ-29.
Вот МиГ-29БМ. Последние две буквы в индексе машины расшифровываются как «Белорусская Модернизация». В рамках этих работ, на истребителе установлены средства дозаправки топливом в воздухе, станция спутниковой навигации и доработана РЛС для применения вооружения «воздух-земля».
Следующий «двадцатьдевятый» – МиГ-29К. Как не трудно догадаться по индексу и сложенным крыльям, «К» означает «корабельный».
Разработка концепции самолёта началась с 1978 года, а непосредственное проектирование машины началось в 1984 году. В начале девяностых, из-за экономической ситуации в стране, проект был закрыт, однако с 1999 года корпорация в инициативном порядке, на собственные средства, продолжила работы по доводке машины.
В настоящее время самолет строится серийно и, вместе с двухместной модификацией МиГ-29КУБ, введен в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». Также более трех десятков самолетов продано Индии.
Ну и, наконец, еще одна серьезная модернизация машины – МиГ-29СМТ. По сути своей, это глубочайшая модификация «обычных» МиГ-29 ранних серий выпуска и ранних вариантов для придания им принципиально новых боевых качеств. На самолет установлены новые двигатели, прицельно-навигационный комплекс, новая авионика. Кардинально расширен спектр применяемого вооружения.
Дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31М.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М. Самолет способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 экземпляров. Машина уже порядком устарела, и сейчас планомерно заменяется в строевых частях истребителем-бомбардировщиком Су-34.
Еще один Су-24 – на сей раз летающая лаборатория Су-24МЛЛ, принадлежащая Летно-Исследовательскому Институту имен Громова.
Идем дальше по машинам ОКБ Сухого. Штурмовик Су-25СМ
Су-25СМ получил новый прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ «Барс» и новую бортовую вычислительную машину ЦВМ-90, у самолетов переделана авионика, добавилась система индикации на лобовом стекле (ИЛС), в кабине появились традиционные для современных боевых самолетов многофункциональные дисплеи для вывода полетной информации. поставлена новая система управления вооружением.
В последние несколько лет проходит плановая модернизация строевых Су-25 в модификацию Су-25СМ. Число Су-25СМ в ВВС к 2020 году превысит 130 единиц.
Еще одна громовская «летающая лаборатория» – Су-27ЛЛ.
Самолет оборудован экспериментальным комплексом, который включает в себя бортовую ЭВМ; системы обмена данными в реальном времени с наземными моделирующими комплексами, как по телевизионным линиям, так и по радиоуправляемым каналам; системы индикации. Также на машине установлены новые двигатели НПО «Салют»
Машина успела покататься по миру и поучаствовать во множестве различных аэрошоу, салонов и выставок
Был на МАКСе и серийный Су-27, а вернее – его модификация Су-27СМ. Наиболее существенные отличия в этих машинах коснулись рулевой системы и системы боевой комплектации. В состав вооружения новой машины были включено качественно новое вооружение, которое может поражать объекты как на земле, так и над морем. С 2009 года Су-27СМ стоит на вооружении ВВС РФ.
Также был представлен многоцелевой Су-30. Про него подробнее расскажу как-нибудь в другой раз.
А вот уж кого я пофоткал основательно – так это моего любимого «утконоса» Су-34!
Российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик, предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. По своим возможностям относится к поколению «4++»
На МАКС-2005 он был представлен под наименованием Су-32
Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. 20 марта 2014 года самолет был принят на вооружение ВВС РФ. На данный момент в строю находятся уже более 70 машин.
Самолет кардинально отличается от своего прародителя – фронтового истребителя Су-27. Носовая часть фюзеляжа полностью перекомпонована, для размещения двух членов экипажа.
Еще одна кардинальная модификация – штурмовик Су-39.
Самолёт Су-39 представляет собой дальнейшее развитие специализированного «противотанкового» варианта штурмовика Су-25Т. Задача борьбы с танками для Су-39 предполагается важной, но не доминирующей, как у Су-25Т. Предполагается, что самолёт сможет эффективно уничтожать корабли в прибрежных зонах, транспортную и фронтовую авиацию противника. Существенной переработке подверглись комплекс вооружения и авионика самолёта. В серию машина пока что так и не пошла.
Ну и закончить сегодняшний репортаж я хочу «белым лебедем» современной военной авиации России – стратегическим бомбардировщиком Ту-160.
Самолет является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик.
Каждый серийный Ту-160 несет имя собственное – в честь выдающихся людей России и Советского Союза. Этот борт назван в честь советского и российского спортсмена, борца вольного стиля; двукратного олимпийского чемпиона и Заслуженного мастера спорта СССР Ивана Ярыгина.
На столь внушительной машине я заканчиваю третью часть репортажа с авиашоу МАКС-2005. Будет еще одна часть, заключительная, в которой я покажу что было интересного в павильонах, и не только.
comments powered by HyperComments