В преддверии 9 мая, думаю, будет уместно рассказать об очередном памятнике машине, которая помогла перенести тяжелый период Великой Отечественной и, в конце концов — добиться победы над фашистской Германией. В прошлом, я уже делал на девятое мая обзор легендарного боевого самолета того периода — Ил-2. Возможно, стоит ввести рассказ о машинах того периода, приуроченный к Дню Победы, в традицию.

Сегодня я хочу вам показать установленный в Самаре памятник всем шоферам Великой Отечественной — грузовой автомобиль ЗиС-5В.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

ЗиС-5 — машина, про которую сложно рассказать что-то действительно интересное. Она не была знаменитой или легендарной, не была самой массовой или самой скоростной. Даже самой известной не была — большинство людей знают про «полуторку» (ГАЗ-АА), нежели про ЗиС. Это был просто грузовик — простой, надежный и неприхотливый. И именно такие машины больше всего нужны были в суровый военный период

Памятник ЗиС-5 в Самаре

История создания автомобиля ЗиС-5, как и у большинства советской техники того периода, началась с покупки подходящего аппарата за границей, скрупулезного его изучения и дальнейшей попытки наладить серийное производство на территории РСФСР. В качестве «донора» был куплен американский грузовик Autocar 5C, а производство запустили на московском автомобильном заводе АМО. Первые грузовики сошли с конвейера в 1930 году, под обознчением АМО-2. Марку «ЗиС» автомобили получили лишь в следующем году — когда «Автомобильное Московское Объединение» (АМО) переименовали в «1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина».

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Первые АМО-2 были собраны, в основном, из зарубежных комплектующих (что называется «отверточная сборка»), однако параллельно шло интенсивное «импортозамещение» — советская промышленность осваивала серийное производство нужных для автомобиля деталей, узлов и агрегатов.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

В 1931 году запустили в производство АМО-3 — уже полностью советскую версию «Автокара», состоящую только из отечественных комплектующих. Как следствие — машины, первых партий отличались крайне низкой надежностью. Доля брака в партии деталей иногда доходила до 100%! Но постепенно разобрались и с этим — к 1933 году удалось устранить практически все «детские болезни» автомобиля.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

В том же 1933 году запустили и новую машину — тот самый ЗиС-5. От предшественника грузовик отличался более мощным двигателем, более надежной коробкой передач, другой конструкцией коленчатого вала и барабанных тормозов, и множеством других изменений — 656 новых деталей из 4000, использующихся в конструкции.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Массовое производство нового ЗиС-5 (а также — трехосного ЗиС-6) началось в декабре 1933 года, и вскоре достигло темпов 65 автомобилей в день. На базе ЗиС-5 были выпущены различные машины — от городских автобусов и пожарных машин до зенитных прожекторных станций. Грузовики ЗиС-5 даже поставлялись на экспорт — в Иран, Турцию, Прибалтику, Испанию и Китай. До начала Великой Отечественной было построено 325 051 ЗиС-5.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Осенью 1941 года, когда немецкие войска были на подходе к Москве, было принято решение эвакуировать столичные промышленные предприятия за Урал. В их числе оказался и автомобильный завод «ЗиС». Оборудование и специалисты завода были перемещены в Шадринск, Миасс, Челябинск и Ульяновск. К весне 1942 года удалось развернуть полноценное производство ЗиС-5 в Ульяновске. Правда, это была уже несколько другая машина. Военное время и военное производство требовало упрощения многих узлов грузовика. Так, стальная кабина была заменена на деревянную, упрощенной формы. Более простым и полностью деревянным стал и кузов. Крылья округлой формы также заменили на простые гнутые брызговики, не требующие для производства сложных штампов. Фару оставили только слева. Убрали тормоза передних колес. Произвели еще множество более мелких модификаций. Новая версия получила название ЗиС-5В.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

В начале 1942 года, когда враг уже был окончательно отброшен от столицы, завод ЗиС решили реэвакуировать — вернуть на прежнее место. Эта процедура сопровождалась довольно большими сложностями, поскольку при эвакуации с заводскими корпусами и оборудованием особо не церемонились. Тем не менее, уже к середине 1942 года московский завод вновь начал производство ЗиС-5В.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Военную модификацию продолжали выпускать аж до 1947 года, после чего — в производство был запущен автомобиль ЗиС-150. В 1948 году производство ЗиС-5 было окончательно завершено.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

ЗиС-5 широко использовался как в тылу, так и на передовой — перевозил грузы и личный состав, служил тягачом полевых орудий и выполнял прочую разнообразную работу на войне. Шоферы любили этот грузовик — он был прост, надежен, отличался неприхотливостью и феноменальной проходимостью. Автомобиль использовался буквально везде, на каждом участке фронта. В том числе — на легендарной Дороге Жизни, снабжавшей блокадный Ленинград.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

В Самаре ЗиС-5 установлен в качестве памятника всем погибшим шоферам Великой Отечественной. Открыт памятник был 15 мая 1985 года, по инициативе бывшего директора завода «Металлист» Бориса Карякина. Автомобиль находился в ангарах завода, в нерабочем состоянии. В короткие сроки машину восстановили до ходового состояния, после чего — ЗиС самостоятельно добрался до постамента.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Кстати, форма постамента символизирует лед Ладожского озера, по которому грузовики добирались до Ленинграда.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

В 2010 году машину сняли с постамента и отправили на реставрацию — за 25 лет она сильно пострадала от вандалов. Спустя 2 месяца грузовик вернулся на место, где и стоит до сих пор. Фотографии, которые вы видите, были сделаны мной в конце апреля 2017 года.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Давайте теперь взглянем на памятник в деталях. Я не большой знаток грузовых автомобилей вообще и той эпохи в частности, поэтому, если буду в чем-то ошибаться — поправьте меня, пожалуйста.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Памятник ЗиС-5 в Самаре

По передним крыльям, упрощенной конструкции кабины и деревянным бортам кузова можно легко определить, что перед нами именно ЗиС-5В.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Также модификацию ЗиС-5В выдают буксирные крюки на передних концах лонжеронов рамы — на «обычных» ЗиС-5 их не было.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Но, при этом — двери стоят не деревянные как на военной модификации, а металлические. Фар — две, как на довоенном грузовике. Скорее всего, собирали машину из того, что удалось найти — в результате получилась некая сборная солянка.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

На лобовом листе отсутствует выштамповка «ЗиС». Покрышки — не «родные»

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Памятник ЗиС-5 в Самаре

У кузова откидной борт только задний — опять же, особенность упрощенного ЗиС-5В.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

В пространстве между первым и вторым лонжероном кузова находилась запаска. На памятнике ее, как видите, нет.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Бортовой номер символизирует понятно что, и к исторической достоверности не имеет отношения.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Вот здесь хорошо видно конструкцию упрощенных плоских крыльев, заменивших на ЗиС-5В округлые штампованные.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Памятник ЗиС-5 в Самаре

Вообще, памятников ЗиС-5 на территории РФ достаточно много и этот — не лучший из них. Но, тем не менее, монумент достоин интереса настоящего любителя военной техники и истории и крайне рекомендуется к посещению.

Памятник ЗиС-5 в Самаре

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!