Продолжаю свой цикл фотообходов технопамятников и техномонументов с моего летнего путешествия. Ранее я писал про памятник МиГ-15Р БИС в Батайске. На очереди – машина очень интересная и достаточно редко встречающаяся на постаментах. В одном из ростовских хуторов, в Аксайском районе, установлен как памятник самолет МиГ-25ПД. Об этом самолете я сегодня и расскажу. Но сначала – история появления самого памятника.
Памятник самолет МиГ-25ПД в Верхнеподпольном
Как вы все знаете из школьного курса истории, южным территориям Советского Союза в первую половину Великой Отечественной Войны пришлось совсем несладко. Продвигаясь вглубь страны, фашистские войска армии «Юг» к лету 1942 года оккупировали Ростовскую область. Немцы считали Ростов-на-Дону «воротами» Кавказа и придавали большое значение его взятию и удержанию. Хутор Верхнеподпольный, находящийся примерно в сорока километрах от Ростова и двадцати пяти – от Аксая, был взят немцами в июле 1942 года, и отбит советскими войсками лишь в начале февраля 1943-го.
В 1996-ом году, в честь полувекового юбилея Дня Победы, на благоустроенной сельской площади открылся памятник погибшим при освобождении Верхнеподпольного воинам Великой Отечественной Войны. Почему в качестве символа Победы был взят появившийся более двадцати лет спустя сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-25, а не что-то более подходящее по эпохе – например, стандартная «тридцатьчетверка» – я не знаю.
Самолеты-памятники МиГ-25 – явление достаточно редкое. По имеющимся у меня сведениям, их по всему миру не более десятка. Есть Памятник самолет МиГ-25ПД в городе Елец, есть в подмосковной Дубне. В Арзамасе, Когалыме и Югорске стоят «спарки» МиГ-25ПУ. Ну и в Верхнеподпольном – вот этот красавец.
Сколько я не искал – так и не нашел обоснования установки в качестве памятника именно МиГ-25. Да и вообще – сколько-нибудь интересной истории, с этим памятником связанной. Ну поставили и поставили, по указанию «сверху».
На этом разговор про памятник самолет МиГ-25ПД можно закрыть – и перейти непосредственно к самой машине. Но сначала – немного истории.
История создания самолета МиГ-25
Как это было принято в то время, главной причиной появления очередного сверхзвукового перехватчика в ВВС СССР были американцы. Донесения разведки о перспективных разработках сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков и разведчиков – таких как B-58 Hustler, XB-70 Valkyrie и SR-71 Blackbird, подтолкнули военных на необходимость иметь средство борьбы с подобными самолетами. Разработка перспективного перехватчика была поручена конструкторскому бюро ОКБ-155 под руководством Артема Ивановича Микояна. Ключевыми техническими требованиями были – максимальная скорость в 3 Маха и способность перехватывать сверхзвуковые воздушные цели на высотах до 25 километров. Чуть позже требования дополнились еще одним пунктом – способность вести высотную разведку. Официально работы по созданию перспективного самолета, получившего внутренний индекс Е-155, стартовали 10 марта 1961 года. Причем, параллельно разрабатывались сразу две модификации – Е-155П (перехватчик) и Е-155Р (разведчик).
После подбора нужной силовой установки и выбора компоновочной схемы (решено было отказаться от традиционной для КБ схемы с цилиндрическим носовым воздухозаборником – в пользу боковых), встал выбор конструкционных материалов для планера самолета. Традиционный дюралюминий не подходил – не выдерживал прочностные и температурные нагрузки на столь высоких скоростях. В результате, конструкторы применили революционный подход в самолетостроении – в качестве материала была выбрана нержавеющая сталь. Не менее революционным был и метод сборки -клепку заменили на автоматическую точечную сварку. Такое решение повлекло за собой радикальное переоснащение промышленных предприятий, на которых должны были выпускаться перспективные машины.
6 марта 1964 года, спустя три года с момента начала разработки, в воздух поднялся первый прототип – высотный разведчик Е-155Р-1. В последующие два года были построены и облетаны еще две опытных машины разведывательной модификации и три – перехватчика. 9 июля 1967 года будущий МиГ-25 впервые показали миру – на воздушном параде в Домодедово над изумленной публикой строем прошли четыре опытных машины. Мировые авиационные специалисты были просто шокированы новинками «красных» – такого не ожидал никто.
Государственные испытания завершились лишь в 1969 году – на вооружение ВВС СССР был принят сверхзвуковой разведчик МиГ-25Р. Спустя два года – в серию пошел перехватчик МиГ-25П.
Модификация самолета МиГ-25ПД
К середине семидесятых годов, в строю ПВО находились уже несколько десятков «двадцатьпятых». По результатам реальной строевой эксплуатации происходила постоянная работа над устранением «детских болезней» самолета и улучшением его характеристик. Однако, одно событие привело не просто к появлению новой, более совершенной модификации, а к коренным изменениям вообще во всей системе противовоздушной обороны страны. Знатоки уже догадались о каком событии идет речь, а остальным я сейчас все расскажу.
6 сентября 1976 года, во время проведения учебного полета, летчик Виктор Беленко угнал самолет МиГ-25П в Японию. Ему удалось преодолеть ПВО СССР, оторваться от поднятых на перехват самолетов Японских Сил Самообороны и посадить самолет на гражданский аэродром на острове Хоккайдо. Беленко запросил политического убежища в США (которое ему было предоставлено), а перехватчик МиГ-25П попал в руки американских специалистов. Так как самолет достался им неповрежденным, с работающими системами опознавания «свой-чужой», то, по сути, под угрозой оказалась вся противовоздушная оборона СССР. В короткие сроки была проведена работа по доработкам перехватчика – он получил новое радиоэлектронное оборудование, модернизированные двигатели, более совершенную РЛС, модернизированные ракеты Р-40 с практически удвоенной дальностью, и множество других, более мелких улучшений.
Под индексом МиГ-25ПД («Д – доработанный») самолет выпускался с 1978 по 1982 год. Всего было произведено более 150 единиц. Кроме того, в модификацию МиГ-25ПД были переоборудованы все ранее выпущенные МиГ-25П. В 1982 году серийное производство «двадцать пятого» было остановлено. Началось серийное производство более совершенных перехватчиков МиГ-31, на ускорение работ по которым сильно повлияло все то же предательство Беленко.
Служба и боевое применение самолета МиГ-25ПД
Первоначально какой-либо экспорт самолетов МиГ-25 не планировался вовсе – слишком важная и слишком секретная машина. Но после уже попадания самолета в руки американских специалистов, этот вопрос был пересмотрен. Для экспорта была подготовлена специальная модификация самолета, по своим характеристикам промежуточная между МиГ-25П и МиГ-25ПД. Кроме того, на экспорт поставлялись разведывательные МиГ-25Р и МиГ-25РБ.
В результате этого, экспортные «МиГи» успели повоевать – и в воздушных боях поучаствовать, и над враждебной территорией фотосъемку вести. Наиболее активно себя проявили иракские МиГ-25. Среди иракских пилотов один – Моххамед Райян – даже стал дважды асом. Из десяти подтвержденных воздушных побед половину он одержал, пилотируя МиГ-25.
Последний факт боевого применения МиГ-25 был зафиксирован в 2000 году. «Двадцать пятый» до сих пор стоит на вооружении ВВС Алжира и Сирии, в остальных странах-эксплуатантах (коих более дюжины) самолет снят с боевой службы и заменен более совершенными аппаратами.
Перехватчик МиГ-25ПД: конструкция самолета
По конструкции, самолет МиГ-25ПД – двухдвигательный высокоплан с трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Боковые воздухозаборники разнесены по бортам фюзеляжа. Конструкционные материалы планера – нержавеющие стальные сплавы (80%), алюминий (11%) и титан (8%).
Фюзеляж самолета – неразъемный монокок, разделенный на секции. В зависимости от модификации, в передней части фюзеляжа, под носовым обтекателем, расположено различное оборудование. На МиГ-25ПД – это РЛС «Сапфир-25».
Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1.
В закабинном отсеке располагается негерметичная ниша передней опоры шасси. На фото хорошо видно, что створки ниши имеют небольшие выступы под колеса передней стойки.
Центроплан содержит фюзеляжные топливные баки, узлы навески консолей крыла, двигатели и основные опоры шасси.
Хвостовая часть фюзеляжа содержит узлы навески двигателей, килей и подфюзеляжных гребней.
Воздухозаборник каждого двигателя автономный, прямоугольного переменного сечения. Оснащен двухстворчатым регулируемым клином, а также нижней створкой, которая может занимать одно из трех фиксируемых положений. На фото она хорошо видна.
Хвостовое оперение состоит из вертикальных килей и горизонтальных цельноповоротных рулей высоты. Также самолет имеет подфюзеляжные гребни для улучшения аэродинамических характеристик.
Вооружение самолета МиГ-25ПД
Перехватчик МиГ-25ПД был вооружен четырьмя ракетами средней дальности Р-40: две ракеты Р-40РД с радиолокационной головкой самонаведения и две – Р-40ТД (с тепловой головкой). Все вооружение располагается на четырех подкрыльевых узлах навески.
На внешних пилонах самолеты модификации МиГ-25ПД могли нести вместо ракет Р-40 ракеты ближнего радиуса действия Р-60 и Р-60М. На этом экземпляре их нет – только четыре ракеты Р-40РД-1.
В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-25П и МиГ-25ПД с помощью ракет Р-40Р/РД и Р-40Т/ТД сбивали иранские самолёты. Лишь в одном случае потребовался запуск двух ракет (Р-40РД и Р-40ТД), для уничтожения самолёта радио-электронной борьбы EC-130E. В ходе войны в Персидском заливе с помощью одной ракеты Р-40РД был сбит новейший американский истребитель четвёртого поколения F-18C. Также в этой войне этими ракетами мог быть сбит истребитель F-15C
Разведчики МиГ-25РБ могли нести несколько неуправляемых авиационных бомб. При этом, бомбовая нагрузка может достигать 4000 килограмм.
Перехватчик МиГ-25ПД в деталях
Наконец, настало время разглядеть самолет в мелочах!
Носовая часть фюзеляжа, вид снизу. Видим многочисленные лючки для обслуживания расположенных здесь радиоэлектронных систем.
Створки передней опоры шасси.
Воздухозаборники двигателей.
Киль памятника частично закрыт листвой – хорошо его отснять с разных ракурсов у меня не вышло.
Руль направления.
На следующих нескольких фотографиях видно механизацию крыла и узлы навески закрылков.
Узел навески двухсекционного элерона.
Противофлаттерный груз на законцовке крыла.
Цельноповоротные плоскости рулей высоты.
Узел навески цельноповоротного горизонтального оперения.
Двигатели на самолете-памятнике отсутствуют, сопла закрыты заглушками.
Вот здесь должен располагаться тормозной парашют.
«Техничка» над подфюзеляжным гребнем.
«Техничка» под брюхом и не только.
Еще несколько фотографий ракет Р-40РД-1 и крыльевых пилонов для их подвески.
Ну и напоследок – несколько фотографий мелочевки без подписи.
На этом рассказ о памятнике самолету МиГ-25ПД в Верхнеподпольном я заканчиваю. Обязательно напишите в комментариях – нужны ли и интересны ли подобные детальные «разборы». Ваша обратная связь поможет мне сделать сайт лучше, а материалы – интереснее!