Продолжаю свой цикл фотообходов технопамятников и техномонументов с моего летнего путешествия. Ранее я писал про памятник МиГ-15Р БИС в Батайске. На очереди – машина очень интересная и достаточно редко встречающаяся на постаментах. В одном из ростовских хуторов, в Аксайском районе, установлен как памятник самолет МиГ-25ПД. Об этом самолете я сегодня и расскажу. Но сначала – история появления самого памятника.

Памятник самолет МиГ-25ПД в Верхнеподпольном

Как вы все знаете из школьного курса истории, южным территориям Советского Союза в первую половину Великой Отечественной Войны пришлось совсем несладко. Продвигаясь вглубь страны, фашистские войска армии «Юг» к лету 1942 года оккупировали Ростовскую область. Немцы считали Ростов-на-Дону «воротами» Кавказа и придавали большое значение его взятию и удержанию. Хутор Верхнеподпольный, находящийся примерно в сорока километрах от Ростова и двадцати пяти – от Аксая, был взят немцами в июле 1942 года, и отбит советскими войсками лишь в начале февраля 1943-го.

В 1996-ом году, в честь полувекового юбилея Дня Победы, на благоустроенной сельской площади открылся памятник погибшим при освобождении Верхнеподпольного воинам Великой Отечественной Войны. Почему в качестве символа Победы был взят появившийся более двадцати лет спустя сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-25, а не что-то более подходящее по эпохе – например, стандартная «тридцатьчетверка» – я не знаю.

Памятник самолет МиГ-25ПД в Верхнеподпольном

Самолеты-памятники МиГ-25 – явление достаточно редкое. По имеющимся у меня сведениям, их по всему миру не более десятка. Есть Памятник самолет МиГ-25ПД в городе Елец, есть в подмосковной Дубне. В Арзамасе, Когалыме и Югорске стоят «спарки» МиГ-25ПУ. Ну и в Верхнеподпольном – вот этот красавец.

Памятник самолет МиГ-25ПД в Верхнеподпольном

Сколько я не искал – так и не нашел обоснования установки в качестве памятника именно МиГ-25. Да и вообще – сколько-нибудь интересной истории, с этим памятником связанной. Ну поставили и поставили, по указанию «сверху».

Памятник самолет МиГ-25ПД в Верхнеподпольном
Памятник самолет МиГ-25ПД в Верхнеподпольном

На этом разговор про памятник самолет МиГ-25ПД можно закрыть – и перейти непосредственно к самой машине. Но сначала – немного истории.

История создания самолета МиГ-25

Как это было принято в то время, главной причиной появления очередного сверхзвукового перехватчика в ВВС СССР были американцы. Донесения разведки о перспективных разработках сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков и разведчиков – таких как B-58 Hustler, XB-70 Valkyrie и SR-71 Blackbird, подтолкнули военных на необходимость иметь средство борьбы с подобными самолетами. Разработка перспективного перехватчика была поручена конструкторскому бюро ОКБ-155 под руководством Артема Ивановича Микояна. Ключевыми техническими требованиями были – максимальная скорость в 3 Маха и способность перехватывать сверхзвуковые воздушные цели на высотах до 25 километров. Чуть позже требования дополнились еще одним пунктом – способность вести высотную разведку. Официально работы по созданию перспективного самолета, получившего внутренний индекс Е-155, стартовали 10 марта 1961 года. Причем, параллельно разрабатывались сразу две модификации – Е-155П (перехватчик) и Е-155Р (разведчик).

После подбора нужной силовой установки и выбора компоновочной схемы (решено было отказаться от традиционной для КБ схемы с цилиндрическим носовым воздухозаборником – в пользу боковых), встал выбор конструкционных материалов для планера самолета. Традиционный дюралюминий не подходил – не выдерживал прочностные и температурные нагрузки на столь высоких скоростях. В результате, конструкторы применили революционный подход в самолетостроении – в качестве материала была выбрана нержавеющая сталь. Не менее революционным был и метод сборки -клепку заменили на автоматическую точечную сварку. Такое решение повлекло за собой радикальное переоснащение промышленных предприятий, на которых должны были выпускаться перспективные машины.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

6 марта 1964 года, спустя три года с момента начала разработки, в воздух поднялся первый прототип – высотный разведчик Е-155Р-1. В последующие два года были построены и облетаны еще две опытных машины разведывательной модификации и три – перехватчика. 9 июля 1967 года будущий МиГ-25 впервые показали миру – на воздушном параде в Домодедово над изумленной публикой строем прошли четыре опытных машины. Мировые авиационные специалисты были просто шокированы новинками «красных» – такого не ожидал никто.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Государственные испытания завершились лишь в 1969 году – на вооружение ВВС СССР был принят сверхзвуковой разведчик МиГ-25Р. Спустя два года – в серию пошел перехватчик МиГ-25П.

Модификация самолета МиГ-25ПД

К середине семидесятых годов, в строю ПВО находились уже несколько десятков «двадцатьпятых». По результатам реальной строевой эксплуатации происходила постоянная работа над устранением «детских болезней» самолета и улучшением его характеристик. Однако, одно событие привело не просто к появлению новой, более совершенной модификации, а к коренным изменениям вообще во всей системе противовоздушной обороны страны. Знатоки уже догадались о каком событии идет речь, а остальным я сейчас все расскажу.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

6 сентября 1976 года, во время проведения учебного полета, летчик Виктор Беленко угнал самолет МиГ-25П в Японию. Ему удалось преодолеть ПВО СССР, оторваться от поднятых на перехват самолетов Японских Сил Самообороны и посадить самолет на гражданский аэродром на острове Хоккайдо. Беленко запросил политического убежища в США (которое ему было предоставлено), а перехватчик МиГ-25П попал в руки американских специалистов. Так как самолет достался им неповрежденным, с работающими системами опознавания «свой-чужой», то, по сути, под угрозой оказалась вся противовоздушная оборона СССР. В короткие сроки была проведена работа по доработкам перехватчика – он получил новое радиоэлектронное оборудование, модернизированные двигатели, более совершенную РЛС, модернизированные ракеты Р-40 с практически удвоенной дальностью, и множество других, более мелких улучшений.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Под индексом МиГ-25ПД («Д – доработанный») самолет выпускался с 1978 по 1982 год. Всего было произведено более 150 единиц. Кроме того, в модификацию МиГ-25ПД были переоборудованы все ранее выпущенные МиГ-25П. В 1982 году серийное производство «двадцать пятого» было остановлено. Началось серийное производство более совершенных перехватчиков МиГ-31, на ускорение работ по которым сильно повлияло все то же предательство Беленко.

Служба и боевое применение самолета МиГ-25ПД

Первоначально какой-либо экспорт самолетов МиГ-25 не планировался вовсе – слишком важная и слишком секретная машина. Но после уже попадания самолета в руки американских специалистов, этот вопрос был пересмотрен. Для экспорта была подготовлена специальная модификация самолета, по своим характеристикам промежуточная между МиГ-25П и МиГ-25ПД. Кроме того, на экспорт поставлялись разведывательные МиГ-25Р и МиГ-25РБ.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

В результате этого, экспортные «МиГи» успели повоевать – и в воздушных боях поучаствовать, и над враждебной территорией фотосъемку вести. Наиболее активно себя проявили иракские МиГ-25. Среди иракских пилотов один – Моххамед Райян – даже стал дважды асом. Из десяти подтвержденных воздушных побед половину он одержал, пилотируя МиГ-25.

Последний факт боевого применения МиГ-25 был зафиксирован в 2000 году. «Двадцать пятый» до сих пор стоит на вооружении ВВС Алжира и Сирии, в остальных странах-эксплуатантах (коих более дюжины) самолет снят с боевой службы и заменен более совершенными аппаратами.

Перехватчик МиГ-25ПД: конструкция самолета

По конструкции, самолет МиГ-25ПД – двухдвигательный высокоплан с трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Боковые воздухозаборники разнесены по бортам фюзеляжа. Конструкционные материалы планера – нержавеющие стальные сплавы (80%), алюминий (11%) и титан (8%).

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Фюзеляж самолета – неразъемный монокок, разделенный на секции. В зависимости от модификации, в передней части фюзеляжа, под носовым обтекателем, расположено различное оборудование. На МиГ-25ПД – это РЛС «Сапфир-25».

Перехватчик МиГ-25ПД: конструкция самолета

Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1.

Перехватчик МиГ-25ПД: конструкция самолета

Перехватчик МиГ-25ПД: конструкция самолета

В закабинном отсеке располагается негерметичная ниша передней опоры шасси. На фото хорошо видно, что створки ниши имеют небольшие выступы под колеса передней стойки.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Центроплан содержит фюзеляжные топливные баки, узлы навески консолей крыла, двигатели и основные опоры шасси.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Хвостовая часть фюзеляжа содержит узлы навески двигателей, килей и подфюзеляжных гребней.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Воздухозаборник каждого двигателя автономный, прямоугольного переменного сечения. Оснащен двухстворчатым регулируемым клином, а также нижней створкой, которая может занимать одно из трех фиксируемых положений. На фото она хорошо видна.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Хвостовое оперение состоит из вертикальных килей и горизонтальных цельноповоротных рулей высоты. Также самолет имеет подфюзеляжные гребни для улучшения аэродинамических характеристик.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Вооружение самолета МиГ-25ПД

Перехватчик МиГ-25ПД был вооружен четырьмя ракетами средней дальности Р-40: две ракеты Р-40РД с радиолокационной головкой самонаведения и две – Р-40ТД (с тепловой головкой). Все вооружение располагается на четырех подкрыльевых узлах навески.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

На внешних пилонах самолеты модификации МиГ-25ПД могли нести вместо ракет Р-40 ракеты ближнего радиуса действия Р-60 и Р-60М. На этом экземпляре их нет – только четыре ракеты Р-40РД-1.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-25П и МиГ-25ПД с помощью ракет Р-40Р/РД и Р-40Т/ТД сбивали иранские самолёты. Лишь в одном случае потребовался запуск двух ракет (Р-40РД и Р-40ТД), для уничтожения самолёта радио-электронной борьбы EC-130E. В ходе войны в Персидском заливе с помощью одной ракеты Р-40РД был сбит новейший американский истребитель четвёртого поколения F-18C. Также в этой войне этими ракетами мог быть сбит истребитель F-15C

Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Разведчики МиГ-25РБ могли нести несколько неуправляемых авиационных бомб. При этом, бомбовая нагрузка может достигать 4000 килограмм.

Перехватчик МиГ-25ПД в деталях

Наконец, настало время разглядеть самолет в мелочах!

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Носовая часть фюзеляжа, вид снизу. Видим многочисленные лючки для обслуживания расположенных здесь радиоэлектронных систем.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Створки передней опоры шасси.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Воздухозаборники двигателей.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Киль памятника частично закрыт листвой – хорошо его отснять с разных ракурсов у меня не вышло.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Руль направления.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

На следующих нескольких фотографиях видно механизацию крыла и узлы навески закрылков.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Узел навески двухсекционного элерона.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Противофлаттерный груз на законцовке крыла.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Цельноповоротные плоскости рулей высоты.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Узел навески цельноповоротного горизонтального оперения.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Двигатели на самолете-памятнике отсутствуют, сопла закрыты заглушками.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Вот здесь должен располагаться тормозной парашют.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

«Техничка» над подфюзеляжным гребнем.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД

«Техничка» под брюхом и не только.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Еще несколько фотографий ракет Р-40РД-1 и крыльевых пилонов для их подвески.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД

Ну и напоследок – несколько фотографий мелочевки без подписи.

Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД

На этом рассказ о памятнике самолету МиГ-25ПД в Верхнеподпольном я заканчиваю. Обязательно напишите в комментариях – нужны ли и интересны ли подобные детальные «разборы». Ваша обратная связь поможет мне сделать сайт лучше, а материалы – интереснее!

Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД
Самолет перехватчик МиГ-25ПД

comments powered by HyperComments