Уже почти месяц как отгремел последний в Жуковском МАКС-2015, а значит — пора и мне заканчивать свой цикл ретро-обзоров авиасалона десятилетней давности. Напомню, в первой части я рассказал об экспозиции зарубежных гостей аэрошоу, во второй части показал вам вертолеты, в третьей — боевые самолеты. Сегодня, в финальной серии, я покажу все те экспонаты в статической экспозиции, которые не вошли в предыдущие три части и расскажу что было интересного в павильонах.

Поехали!

Начнем с непременного участника практически всех МАКСов — гиганта ВМ-Т.

ВМ-Т — это тяжёлый транспортный самолёт ОКБ Мясищева. Является модификацией стратегического бомбардировщика 3М. Всего было построено 3 самолёта, один передали для испытаний в ЦАГИ.

В настоящее время один из экземпляров ВМ-Т находится на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в пос. Дягилево г. Рязани. Самолёт законсервирован на неопределённый срок. Ещё один самолёт находится в г. Жуковский на территории ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Его вы и видите на фото.

Применялся для транспортировки с заводов на космодром Байконур агрегатов ракетно-космических комплексов. На обоих «Атлантах» в 1980-х совершено более 150 полётов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран». За специфический внешний вид — присущий бомбардировщику «поджарый» фюзеляж с громоздким контейнером на спине — ВМ-Т получил название «летающая бочка».

В противоположность ему — маленький Ил-103. Самолет строится серийно, и эксплуатируется как в организациях, так и частными пилотами. Этот борт получил имя собственное «Генрих Новожилов» — в честь Генерального Конструктора ОКБ Ильюшина.

Следующий малыш — «Авиатика МАИ-890». Построен в студенческом КБ Московского Авиационного Института (МАИ). Произведено уже около 300 единиц.

Немного истории — высотный истребитель МиГ-3 Микояна и Гуревича. На период начала Великой Отечественной ему не было равных по скорости и высотности. Конкретно этот самолет восстановлен Русским авиационным акционерным обществом «Русавиа» до летного состояния.

Немного деталировочки.

МиГ-3 на МАКС-2005

Еще одна крылатая легенда — самолет-амфибия Ш-2 конструкции Шаврова.

Первый полет самолет совершил еще в 1932 году. До конца тридцатых годов самолеты Ш-2 активно эксплуатировались в гражданской, военной и полярной авиации, после чего — были списаны, отработав свой ресурс. Однако, в начале Великой Отечественной производство амфибий возобновилось, так как другого такого уникального самолета в Советском Союзе не было. После войны Ш-2 выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946—1947 и в 1951—1952 годах. Всего было построено более 700 единиц.

Немного легкомоторной авиации. Компания «Лаплан» представила на МАКСе два своих самолета. Это подкосный моноплан традиционной схемы Л-451…


…а также — легкий многоцелевой самолет-амфибия Л-471.


Оставшуюся статику, дабы вас не утомлять, покажу по-быстрому

МАКС-2005

МАКС-2005

МАКС-2005

Встреча выпускников — неожиданно пересеклись с коллегами по ВУЗу

Приятно снова повидаться со старыми приятелями

Наземная техника. Тогда я ей не интересовался, поэтому особого внимания не уделил.

МАКС-2005

Горячая новинка того года от Роскосмоса. «Клипер» — многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль, проектировавшийся в РКК «Энергия» с 2000 года на смену кораблям серии «Союз».

В 2006 году по результатам конкурса проект был отправлен Роскосмосом формально на доработку, а затем остановлен в связи с прекращением конкурса. В начале 2009 года РКК «Энергия» победила в конкурсе на разработку более универсального корабля ППТС-ПТКНП («Русь»).

Вся эта очередь — на него!

На этом с «улицей» все — велком в павильоны!

Начну я обзор с макетов — как бывший моделист-стендовик я не мог пройти мимо них!

МАКС-2005

Космические макеты. Мне, в силу профессии, это тоже интересно.

Орбитальная группировка

Стенд «Роскосмоса»

А это — моя работа.

Макет межгалактического пылесоса, которым я буду управлять через год, летом 20060го. Первый отечественный цифровой космический аппарат дистанционного зондирования Земли (КА ДЗЗ) «Ресурс ДК1». Про него я как-нибудь потом расскажу в деталях.

А вот по такой штуке я писал диплом. Это аппарат «Фотон-М» для научных исследований. Также на нем выращивают сверхчистые полупроводниковые кристаллы. Благодаря тому, что в космосе невесомость, атомы в кристаллической решетке не смещаются под собственным весом — поэтому проводники получаются идеальные.

Лавочкинский разгонный модуль «Фрегат».

Не отказал себе в удовольствии сфоткаться между «Союзом» и «Арианом».

Вся линейка «Эйрбасов» на тот момент.

Торчит киль макета перспективного А350. Конечный внешний вид, как видно, отличается от проектного.

Милевцы тоже выставили в павильоне макеты.

Можно было полетать на гражданском борту…

…или почувствовать себя за штурвалом боевого самолета.

Ан-70 в разрезе.

Сувенирчики

Макет турбовентиляторного движка

Весьма интересный макет, показывающий взаимодействие боевых вертолетов в составе звена.

На этом все, спасибо что досмотрели до конца! В закромах есть еще несколько сот фотографий с МАКС-2009, когда-нибудь я доберусь и до них.

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!