Продолжаю свой рассказ про технопамятники, расположенные на территории нашей страны. На этот раз в объектив моего фотоаппарата попал памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде Ульяновской области. Сегодня, как обычно, расскажу про историю появления этого памятника в городе, а также про сам самолет.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

История памятника самолету L-29 в Димитровграде

Как это обычно и бывает, более-менее современный самолет волею городских властей становится памятником очередной годовщины Победы в Великой Отечественной (к которой он никакого отношения не имеет). Понять чиновников можно — ну где найти живой Ла-5 или Як-3, чтобы сделать аутентичный памятник? В отличии от списанного тренировочного борта. Впрочем, лучше уж так пусть самолеты сохраняют, чем вообще никак.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Итак, памятник открыли в честь 60-летия Курской Битвы, в конце августа 2003 года. Самолет L-29 «Дельфин» для монумента предоставил Ульяновский аэроклуб. Место установки было выбрано не случайно — перекресток улиц Николая Гоголя и Героя Советского Союза летчицы Полины Осипенко. Правда, опять же, Полина Осипенко родилась на Украине, погибла в 1939 году, во время тренировочных полетов — и ни к Димитровграду, ни к Курской Дуге никакого отношения не имеет…

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Как бы то ни было, это пожалуй все что можно рассказать про данный памятник и про конкретно этот борт. Обычный ДОСААФовский трудяга, отлетавший свой ресурс. А вот как получилось, что учебно-тренировочным самолетом в советских аэроклубах и истребительных училищах стала заграничная разработка — вот это уже интересно. Давайте разбираться.

Самолет L-29 «Дельфин»: история создания

В конце пятидесятых годов прошлого века главы государств социалистического лагеря, входившие в Варшавский Договор, стремились к консолидации и взаимоукреплению. Холодная Война набирала обороты. Альянсы укреплялись как по ту, так и по эту сторону занавеса. Поэтому, в частности, когда встал вопрос об оснащении ВВС новыми учебно-тренировочными машинами, позволявшими готовить пилотов истребителей-перехватчиков третьего поколения, был объявлен единый конкурс на создание такой машины. В СССР в этот момент разрабатывался учебно-тренировочный Як-104, который позже был переименован в Як-30. В Польше полным ходом шли работы по созданию собственной машины — PZL TS-11 Iskra. А в Чехословакии инженеры вели работы по созданию двухместного учебно-тренировочного XL-29.

Конкурс на новый учебный самолет был объявлен в 1959 году. К этому моменту чешская машина уже совершила первый испытательный полет. Яковлевский самолет впервые поднялся в воздух 20 мая 1960 года, польская «Искра» чуть раньше — 5 февраля. Еще год ушел на доводку всех трех самолетов — и вот, осенью 1961 года, в подмосковном Монино состоялись сравнительно-испытательные полеты Як-30, ТС-11 «Искра» и Л-29.

Результаты испытаний.

По результатам сравнительных испытаний был выявлен как явный фаворит — Як-30, так и явный аутсайдер — TS-11 Iskra. Польскому самолету откровенно не хватало тяговооруженности, чтобы тягаться с остальными машинами. Яковлевский же самолет был легче L-29 почти на 40% — и, следовательно, превосходил оного по всем характеристикам. Более того — себестоимость Як-30 была в два раза меньше, чем у L-29 и в 2,5 раза меньше, чем у TS-11.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

По летным характеристикам и пилотажным качествам лучшим был признан Як-30, испытатели сделали вывод: «Отличные летные качества самолета, совершенное оборудование и возможность эксплуатации на грунтовых аэродромах с травяным покрытием позволяют рекомендовать Як-30 в качестве учебного и тренировочного самолета.» Як-30 подготовили для показа в Париже, но отправка его на выставку так и не состоялась.

Однако, спустя месяц после оглашения итогов конкурса, произошло одно важное событие. На встрече генсеков СССР и ЧССР решили специализировать авиационную промышленность Чехословакии на создании и серийном производстве УТС для стран Варшавского Договора. Поэтому Н.С.Хрущев принял «политическое решение»: самолет строить чехословацкий. Поляки с решением не согласились — и запустили свою «Искру» в серию. До 1987 года самолет строился серийно — было выпущено 424 машины.

А вот в СССР были свернуты работы не только по Як-30, но и по любым учебно-тренировочным машинам в принципе. В результате, авиационная промышленность в России осталась без учебных машин. Ликвидировать этот ущерб удалось лишь недавно, с началом серийного производства Як-130.

L-29 «Дельфин» запустили в серию — производили машину вплоть до 1973 года. Всего было построено 3665 единиц. В СССР попали примерно 2000 самолетов (по другим сведениям — около 3000) — как в ВВС, где они заменили МиГ-15УТИ, так и в ДОСААФ. Достаточно большое количество находятся в летном состоянии и по сей день.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Преемником «Дельфина» стала более современная и совершенная машина — L-39 Albatros. Но про нее — как-нибудь в другой раз.

Самолет L-29 «Дельфин»: конструкция

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с тандемной кабиной для экипажа (двухместный), где место инструктора расположено сзади и чуть выше места пилота, с убираемым шасси, Т-образным хвостом и прямым крылом. Главными преимуществами самолета было наличие мощного двигателя и небольшого давления при взлете, что позволяло его использовать с неподготовленных, песчаных и болотистых взлетных полос, в варианте как УТС, так и легкого штурмовика. Самолёт учебный, тренировочный, можно сказать учебно-боевой. Мог нести и сбрасывать бомбы 2 штуки по 100 килограмм или два блока УБ4 по 4 неуправляемых ракеты С5 в каждом блоке. Имел фотокинопулемёт для для фиксации стрельбы по воздушным и наземным целям.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Для начала шестидесятых конструкция самолета L-29 «Дельфин» была достаточно современной. Фюзеляж, как у МиГ-15, мог расстыковываться — при этом, заднюю часть можно было откатить в сторону на специальной тележке. Тем самым обеспечивался отличный доступ к двигателю.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Крыло самолета — прямое трапециевидное. Такая форма позволяет как улучшить взлетно-посадочные характеристики (что важно для учебной машины), так и удешевить производство самолета. Механизация крыла включает в себя щелевые закрылки и элероны.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Воздухозаборники двигателя — боковые, расположенные по обеим сторонам фюзеляжа. Для предотвращения попадания заторможенного фюзеляжем пограничного слоя воздуха, в них установлены аэродинамические «ножи».

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Хвостовое оперение Т-образной формы. Такое решение исключает эффект затенения рулей и влияние спутной струи за крылом.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Шасси — классическое, трехстоечное. Конструкция напоминает шасси МиГ-15.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

По бокам хвостовой части фюзеляжа расположены тормозные щитки. Щитки прилегают к внешней обшивке фюзеляжа и имеют обтекаемую форму.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде
Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Самолет L-29 «Дельфин»: деталировка

Напоследок самое вкусное — деталировочка!

Механизация крыла. Виден силовой набор элерона.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

В центре — те самые «ножи» на воздухозаборниках двигателей.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Лампочка на законцовке крыла — чужеродный элемент. Это освещение памятника.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде
Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Кабель питания этих ламп идет под крылом и фюзеляжем — вот здесь его хорошо видно.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Сопло двигателя.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде
Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Живописные потеки грязи. Тут тоже кабель освещения под фюзеляжем. А вот что за отверстия по бокам — я без понятия…

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Ниши основных стоек шасси.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде
Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде
Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Крепления пилонов подвесного вооружения на крыле.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Носовая стойка. Лампа освещения. Посмотрите насколько высоко подтягивается створка шасси к фюзеляжу в выпущенном положении стоек.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Вот она — точка схода всех кабелей подсветки.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Вот здесь видно убираемую посадочную фару на левой консоли крыла.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Трубки приемников воздушного давления.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Немножко деталировочки фюзеляжа.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде
Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде
Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Вертикальное оперение. Хорошо видны триммеры на рулях направления и высоты.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

Пара коллажиков напоследок.

Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде
Памятник самолет L-29 «Дельфин» в Димитровграде

На этом все — спасибо большое за просмотр, и увидимся в следующий раз!

Ну и, традиционно — схема проезда к памятнику

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!