Полетать на такой штуке (да и вообще — летать на самолетах) я мечтал давно, но это как раз одно из таких желаний, которое сам откладываешь на потом, да на потом…  Но моя любимая — она молодец, она меня не только слушает, но и слышит, а потому — прекрасно знает о чем мне мечтается. И на нашу годовщину мне был вручен подарочный сертификат, по которому я мог выбрать любой из нескольких подарков. Среди них были полет в аэротрубе, верховая езда, мастер-класс профессионального фотографа, прыжок с парашютом и пр. Но мне жена сказала, что набирала она все это просто для компании, потому что прекрасно знала какой подарок из них я выберу))

Итак, в субботний денек мы поехали на аэродром Бобровка, что под Кинелем, получать мой подарок. Погодка выдалась офигенная — абсолютное отсутствие облачности и ветерок не более трех метров в секунду — самое то для полетов.

Доехали до КПП, дальше такси не пустили. Потому, еще километра полтора до полосы топали пешком. Вдалеке в небе кружился Як-52, выделывая в воздухе весь комплекс фигуру высшего пилотажа — петли, бочки, иммельманы и боевые развороты. Потом даже сделал колокол, потом еще один. Я смотрел на это все безобразие и думал — жаль, что меня так не покатают… У меня вроде был просто ознакомительный полет, с формальной возможностью порулить.

Дойдя до полосы, по быстренькому прошел чисто формальную медкомиссию (замерили давление — и все) и зашагал к уже ожидавшему меня Як-52. Пока шел, думал: «если мы будем летать только по прямой, попрошу сделать хотя бы одну бочку». Подошел, залез в самолет в заднюю кабину, механик помог надеть парашют и застегнуть все ремни. Тем временем подошел куривший неподалеку летчик и живо поинтересовался «кто я по жизни», а потом начал мне рассказывать где что в кабине находится, как пользоваться СПУ (самолетным переговорным устройством), и как вообще управлять самолетом. Закончил он свой рассказ, буднично ознакомив меня с программой полетов:  «сейчас взлетим, уйдем в набор высоты, я тебе отдам управление, порулишь немножко, потом уйдем в виражи, покрутим петли, бочки, несколько боевых разворотов, пройдем над полосой, немножко обратного пилотажа, колокол, полубочки, горки, потом еще несколько виражей и на посадку. Если будет плохо — скажи «. И ушел к себе в переднюю кабину.

А я сидел немножко прифигевший. Было одновременно и радостно и ссыкотно. Я надеялся, конечно, что полет будет увлекательным, но как- то не рассчитывал на подобную щедрость. К тому же, жутко не хотелось заблевать всю кабину.

А тем временем прозвучала команда «от винта!», мы закрыли колпаки фонаря и вырулили на рулежку, а потом и на ВПП. Через несколько секунд (как мне казалось) — мы уже были в воздухе и уходили от полосы в наборе высоты. Затем летчик заложил вираж, и мы начали кругами набирать высоту.

Когда мы набрали метров 400, моя говорящая шапка сказала мне «бери управление» и ручка управления, за которую я все это время придерживался, начала слушаться движения моих рук. Осторооожно я наклонил ручку влево, потом вправо — «Як» качнул крыльями. Я управлял самолетом! САМ!!! Я слегка потянул ручку на себя — как будто великан, на ладони которого я сидел, мягко, но в то же время властно, поднял свою руку. Машина слушалась малейшего моего движения, а кроме того — трепетала в потоках встречного воздуха. Потрясающее ощущение, бесподобное!

«Так, Максим, хорошо, а теперь давай правый вираж. Смелей!» — я отклонил ручку вправо и на себя. Самолет послушно вошел в правый разворот с креном градусов в 60 и набором высоты, а я почувствовал на себе влияние перегрузки. Еще небольшой, около единицы, но все равно — ощущения были довольно сильными. Аккуратно работая ручкой управления, я слегка поддал оборотов. Блин, я не верю, я управляю самолетом! Скажу вам, до сего дня я считал всяческие хардкорные симуляторы типа MS Flight Simulator, LockOn и Ил-2 вполне натуралистично имитирующими полет самолета. Теперь же, управляя живым самолетом, я понял что все эти симы — не более чем игрушки, которые бесконечно далеки от реальности. Не, они конечно же могут помочь получить общее представление  о кабинах, приборах, принципах полета, но ОЩУЩЕНИЯ ПОЛЕТА в них нет вообще, ни на грамм.

Не успел я вдоволь насладиться властью над самолетиком, как летчик в шлемофон объявил «беру управление», выровнял самолет и сказал: «ну ладно, поехали». И тут началось ТАКОЕ!

Я не помню что именно мы там сделали сначала, а что — потом. Помню только, что мир вдруг завертелся, все мои внутренние органы вдруг сначала резко направились в трусы, потом — попытались вылезти через горло, а мой нос начал как-то некомфортно давить на заднюю стенку черепа. Мы крутили бочки, мертвые петли, полупетли с переворотом (кто в курсе — это называется иммельман) и выводом в боевые развороты. Мы уходили в стремительный набор высоты — и меня вжимало в кресло, размазывая туловище по парашюту. Мы пикировали вертикально вниз — и я повисал на ремнях, не доставая до кресла ни единой точкой тела. Мы переворачивались вниз головой и в таком виде пролетали прямо над полосой, а потом из этого положения резко устремлялись вниз в полупетле и выходили из нее в двадцати метрах над землей. А потом мы начали делать «колокол».

Пара слов для тех, кто не в курсе. «Колокол» — это когда самолет летит строго вертикально вверх, стремительно набирая высоту и так же стремительно теряя скорость. Затем, когда скорость снижается до нуля, самолет начинает падать вниз, хвостом вперед. Это и есть «колокол». Выходить из «колокола» можно тремя способами — либо прямо, переходить в отвесное пикирование, либо сваливаться на какое-то крыло (правое или левое). Мы сделали все три вида.

Что же касается моих ощущений, то после первой фигуры пилотажа мой мозг завопил: «НЕЕЕТ!!!! Если я когда-нибудь и буду сам управлять самолетом, то буду летать только по прямой!!!» Первые несколько секунд мне было реально плохо и страшно. Плохо от перегрузок (акселерометр показывал до +5g) и страшно от таких выкрутасов. А еще я очень боялся, что меня сейчас вырвет. Почему-то мне казалось, что от такого полета меня обязательно должно стошнить прямо на приборную доску (и то, если повезет). Но после пары-тройки фигур я прислушался к себе и понял, что во-первых меня не тошнит и тошнить не собирается, а во-вторых — мне больше не страшно, а наоборот — жутко кайфово и все эти потемнения в глазах и висение на ремнях мне больше не доставляет дискомфорта. И тогда я расслабился и действительно начал кайфовать от пилотажа. Я вертел головой, вжимался в кресло, смотрел как земля оказывается то слева, то сверху, то спереди. Единственный неприятный момент был, когда после очередной бочки я не успел вернуть на место голову и с запрокинутой назад башкой устремился в мертвую петлю навстречу пятикратной перегрузке. На протяжении всей фигуры я пытался вернуть череп в нормальное состояние, но мне не удалось сдвинуть его ни на миллиметр.   Я реально думал, что мне сейчас оторвет голову. До сих пор удивляюсь, как она осталась на месте!

А тем временем 15 минут пролетели как одна секунда, мы сделали тройную бочку (три витка подряд), боевой разворот и пошли на посадку. Довольно скоро мы уже катились по заросшей травой бетонке, подпрыгивая на стыках. Зарулили к ангару, и поставили самолет на прикол — оказалось в нем начала барахлить помпа пневмосистемы (отвечающая, для справки, за выпуск шасси и всей мехнизации крыла)  и сегодня больше этот «Як» уже не полетит.

В общем, вот таким вышел мой первый «ознакомительный» полет на Як-52: вместо унылого полета по кругу мне отсыпали по полной программе. И именно поэтому я остался жутко доволен. И лучше всего мои впечатления от полета описывает фраза из очень хорошего фильма «Полет Нарушителя» : «это самое восхитительное, что ты когда-либо делал… в одетом виде!»))

Всем своим самарским френдам сильно  советую — съездите в Бобровку, полетайте! Это стоит всего 3500 рублей, и это действительно того стоит!!

Еще раз спасибо моей замечательной жене за лучший подарок в моей жизни!

Update : вот небольшое видео, которое в общих чертах демонстрирует на что же это было похоже:

comments powered by HyperComments
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!